ЛОРЕНЦО ди КРЕДИ, мастерская.
Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и двумя музицирующими ангелами.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: Диаметр 127 см.; тондо.
Приобретена в 1839г. у мюнхенского антиквара Ное в Петербурге.
Инв.№ГЭ50
Ваген (1864) причислил картину к наиболее значительным произведениям Андреа Верроккьо. С этой атрибуцией произведение вошло в эрмитажные каталоги 1863–1888. Боде (1882) полагал, что картина не имеет ничего общего с живописью Верроккьо и недостаточно качественна для того, чтобы быть выполненной его учеником, Лоренцо ди Креди. Сомов (Кат. 1889), хотя и не отказался от имени Верроккьо, оставив его с вопросом, отметил, что «Мадонна с Младенцем» написана либо самим Лоренцо ди Креди, либо кем-то из его учеников. Харк (1896) также подчеркнул, что произведение создано целиком в духе Лоренцо ди Креди, но при этом не может быть приписано ему самому, а относится к работам его школы. Кроу и Кавальказелле (1911) считали, что тондо следует причислить скорее к произведениям Лоренцо ди Креди, чем его учителя Верроккьо. В Кат. 1911–1916 картина была включена с атрибуцией «школа Лоренцо ди Креди»; в Кат. 1958 и 1976 определена как созданная Лоренцо ди Креди со знаком вопроса; в Кат. 1994 — как работа мастерской Лоренцо ди Креди. Бернсон (1932, 1963) назвал автором эрмитажного тондо «Томмазо» — анонимного флорентийского мастера, чье творчество развивалось параллельно искусству Лоренцо ди Креди и который одновременно был связан с Пьеро ди Козимо. Таким мастером, по мнению Бернсона, мог быть Джованни Чанфанини (1462–1542). Дегенхардт (1932) высказался в пользу ученика Лоренцо ди Креди — Джанъякопо Кастрокаро (Маттончинио). Персонажи эрмитажного тондо восходят к действующим лицам ряда работ Лоренцо ди Креди. Так, Младенец повторяет фигуру Иисуса в тондо «Мадонна с Младенцем и ангелами» (Пинакотека Капитолина, Рим), а Иоанн Креститель — в «Мадонне с Младенцем и Иоанном» (Музей искусств Нельсон-Аткинса, Канзас-Сити). Подобный трон можно увидеть на картине «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и двумя ангелами» (Национальный музей, Стокгольм). Близкую аналогию к эрмитажной картине составляет «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Рейксмузеум, Амстердам, инв. № SK-A3012); в этом тондо типы Марии, младенцев и характер пейзажа на втором плане близки типам лиц и пейзажу эрмитажного тондо. Картина из Амстердама приписана Мастеру алтаря Санто Спирито (Maestro di Santo Spirito) — анонимному флорентийскому художнику начала XVI в., которого считают автором трех алтарных картин в церкви Санто Спирито во Флоренции. Бернсон (1963) назвал создателем амстердамской картины того же анонимного «Томмазо». В пользу атрибуции эрмитажного тондо «Томмазо» еще раз высказался Олсон (2000). Его мнение разделяет М. Даниели (устно, 2010). В любом случае эрмитажное произведение создано в круге воздействия искусства Лоренцо ди Креди и по стилистическим особенностям может быть датировано 1510–1520.
Женский портрет.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: 43-32 см.
В коллекциях с 1926г. Ранее: собрание Колонна во Флоренции; приобрет. графом П.С.Строгановым в Риме у Леопольда Фабри; собрание графа П.С.Строганова в Петербурге.
Инв.№ЗКР695
Атрибуция картины Лоренцо ди Креди принадлежит самому графу П. С. Строганову. С именем этого мастера портрет включен в рукописный каталог собр. Строганова 1864 (см.: Кузнецов 2001) с пометкой, что, согласно Вагену, это портрет флорентийской дамы работы Перуджино. В издании, посвященном коллекциям живописи в Петербурге, Ваген (1864) придерживался той же точки зрения. В Описи Строгановского дворца 1922 портрет назван работой неизвестного флорентийского художника второй половины XVI в. М. И. Щербачева определила автора произведения как Тимотео Витти, с этой атрибуцией картина включена в Кат. 1958, 1976 и 1994. Остается неясным, какие именно работы Тимотео Вити могли натолкнуть Щербачеву на мысль об его авторстве. Тип портретируемой женщины скорее сопоставим с женскими образами Лоренцо, и, возможно, pабота выполнена кем-то из мастеров его школы.
Святое семейство с Иоанном Крестителем.
Дерево, масло.
Размеры: Диаметр 84 см.; тондо.
В коллекциях с 1921г. Ранее: собрание князей Л.М. и Е.Л. Кочубей в Петербурге.; собр. вел. княгини Марии Николаевны на вилле Кварто близ Флоренции.
Инв.№ГЭ5515
В каталоге выставки «Старые годы» 1908 картина приписывалась Лоренцо ди Креди. Липгарт (1908) считал, что центральная часть тондо — фигуры Мадонны и Младенца — могла быть написана самим мастером, в то время как фигуры св. Иосифа и Иоанна Крестителя — его учениками. Участие в картине Лоренцо ди Креди допускал и Вейнер (1909). В дальнейшем картина справедливо считалась произведением мастерской Лоренцо ди Креди (Schmidt 1909, Воинов 1922) и так же вошла в Кат. 1958, 1976 и 1994. Ван Марле (1931) включил тондо в список работ самого Лоренцо ди Креди. В картине использованы образы разных произведений Лоренцо ди Креди. Младенец, выдающий влияние Леонардо да Винчи («Мадонна Бенуа», Эрмитаж, см. кат. 115; «Мадонна с гвоздикой», Старая пинакотека, Мюнхен), ближе всего к аналогичной фигуре на картине Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Картинная галерея, Дрезден, инв. № 13). Образ Марии восходит к образу в «Мадонне с Младенцем, св. Юлианом и св. Николаем» (Лувр, Париж).