ДЖОВАННИ ди БАРТОЛОМЕО КРИСТИАНИ
Мадонна с Младенцем на троне,со святыми Иаковом Младшим, Иоанном Крестителем, Николаем и Лаврентием.
Полиптих.
Дерево, темпера.
Размеры: 132-162 см.; Шесть вертикальных трещин проходят по всей длине на месте стыка досок. В верхней части стрельчатых завершений живопись не доходит до нового обрамления и имеются четыре отверстия — следы крепления старого обрамления; такие же семь отверстий у нижнего края. Большие укрепленные выпады красочного слоя на второй трещине слева внизу и на первой трещине справа вверху. На ступени трона подпись: IOHES В…THOL FECIT На свитке Иоанна Крестителя надпись: ECCE / AGN / DEI / qui /toli… / pec… (Се агнец Божий, который берет на себя грех… — Ин 1: 29).
Пост. в 1923 из ГРМ в Петрограде.
Инв.№ГЭ6443
Картина поступила как произведение неизвестного тосканского мастера XIV в. Авторство Кристиани определено Кустодиевой (1979). Подпись, а также стилистическая близость к другим работам мастера убеждают в том, что это произведение Джованни ди Бартоломео. Та же подпись с тем же начертанием имени — Iohes — имеется на полиптихе «Евангелист Иоанн на троне и восемь сцен из его жизни» (церковь Сан Джованни Фуоричивитас, Пистоя; датируется 1370). Совпадает и написание трех последних букв в имени «Бартоломео». Сравнение с полиптихом из Пистои (1370) приводит к выводу, что эрмитажный полиптих был выполнен несколько позднее — возможно, во второй половине 1380-х.
Апостол Андрей.
Часть полиптиха.
Дерево, темпера.
Размеры: 122-42 см.;Основа состоит из двух досок. Правый нижний угол отбит. Следы гвоздей в трех местах верхней части картины. Первоначально живопись имела арочное завершение, теперь в верхних углах замастикованные и записанные надставки.
Пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.
Инв.№ГЭ274
Святой Ромуальд (?).
Часть полиптиха.
Дерево, темпера.
Размеры: 122,5-42,5 см.;С обратной стороны доска расщеплена. Следы отверстий от гвоздей. Первоначально живопись имела арочное завершение, теперь в верхних углах замастикованные и записанные приставки.
Пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.
Инв.№ГЭ271
Дзери (1961) считал, что св. Ромуальда правильнее было бы называть Бенедиктом. Св. Ромуальд — основатель ордена камальдулов, следовавшего правилам ордена св. Бенедикта. Оба святых могли быть изображены в белом монашеском одеянии с посохом и книгой в руках (см.: Kaftal 1952. Р. 145, 896). Центральная часть полиптиха — «Мадонна с Младенцем и ангелами» — до 1924 хранилась в Эрмитаже, а затем была передана в ГМИИ, Москва (инв. № 176; 163 × 92). Она была определена Лазаревым (Lasareff 1928-I. Р. 31) как произведение Кристиани. Створки с изображениями святых Лазарев не рассматривал как относящиеся к тому же полиптиху. В Кат. 1912 — Кат. 1916 створки вошли как произведение неизвестного флорентийского мастера XIV в. В каталоге выставки 1922 отмечено, что Липгарт счел возможным приписать их Нардо ди Чионе, с чем был согласен Лазарев. Позднее Лазарев (1959) отнес изображения святых к школе Нардо, возможно Джоттино. В Кат. 1958 створки включены под именем Нардо ди Чионе со знаком вопроса. Правильная атрибуция эрмитажных створок и реконструкция пятичастного полиптиха принадлежат Дзери (1961). Две доски — с изображением св. Варфоломея и св. Доминика (Музей Бандини, Фьезоле; размер каждой створки 122 × 42,6) — приписал Кри- стиани еще Оффнер (см.: Offner 1956. S. 192). В свою очередь, Дзери на основании стилистического и композиционного сходства, а также совпадающих размеров назвал Кристиани и автором эрмитажных створок, полностью реконструировав пятичастный полиптих, центральная часть которого хранится в ГМИИ, две створки — в музее Бандини, две — в Эрмитаже. То, что алтарь — единое целое, подтверждается не только формальными моментами (одинаковы размеры боковых створок, орнамент ткани под ногами святых, трехчетвертной поворот фигур к центру), но и композиционным и цветовым решением полиптиха. Одежды св. Ромуальда и св. Доминика, замыкающих алтарь, — ярко-белые, а парча плаща св. Варфоломея гармонирует с зеленовато-розовым одеянием св. Андрея. Биаджа (1986) считает, что полиптих восходит к 1370-м.