МАСТЕР МИЗЕРИКОРДИИ
Мадонна с Младенцем.1365–1370 гг.
Дерево (тополь), темпера.
Размеры: 69 - 45 см; верх имеет стрельчатое завершение. Основа состоит из трех досок. Средняя старая — 31,2 см, по бокам новые, живопись на этих приставках поздняя. Центральная доска сильно изъедена жуком. Живопись во многих местах переписана. Новое золото на фоне.
Пост. в 1934 г. из ГМИИ в Москве. Ранее: собр. князя Н. С. Щербатова в Москве (наклейка на обороте).
Инв. № ГЭ 7485
Изображение относится к типу «Мадонны Смирения» (Madonna dell’Umiltá). Картина поступила в Эрмитаж как произведение Джованни да Милано и под этим именем вошла в Кат. 1958 и 1976. В Кат. 1994 — Мастер Милосердной Мадонны. Атрибуция была сделана Босковичем (1975). Мастер Милосердной Мадонны — анонимный флорентийский живописец, испытавший влияние Таддео Гадди и Бернардо Дадди. Имя художника было предложено Оффнером по картине «Мадонна Милосердия» из собр. Галереи Академии во Флоренции (см.: offner 1958. P. 203). Боскович (1975) относит эрмитажную «Мадонну с Младенцем» к позднему периоду деятельности художника, когда его творчество было особенно близко искусству Джованни да Милано, и датирует ее 1365–1370. Аналогично — между 1360 и 1370 — датирует эрмитажное произведение Кьодо (см.: Il Tardo Trecento 2010), отмечая в нем большую естественность и внимание к настроению персонажей, что характерно для живописи этого периода. В качестве ближайшей аналогии эрмитажному произведению Боскович приводит «Маdonna del parto» (церковь Сан Лоренцо, Монтефьезоле близ Понтассьеве). Повторяется не только тип лица Мадонны, но и пропорции ее фигуры, положение рук, поза Марии, сидящей на низкой подушке. Тот же Младенец, что и на эрмитажной картине, изображен художником в «Мадонне с Младенцем» (Галерея Стюарт, Парма).