МАСТЕР КОРОНОВАНИЯ МАРИИ из КРАЙСТ ЧЁРЧ
Коронование Марии.
Дерево (тополь), темпера.
Размеры: 78,5 - 49,7 см; верх закруглен.
Основа состоит из трех досок. Верхняя доска, с изображением распятия, была соединена с основной не первоначально; скреплена с центральной доской двумя шпонками и тонкой перекладиной, укрепленной по краям двумя небольшими шпонками. В средней части две деревянные вставки в толще доски, одна — треугольная, вторая — продолговатая. Средняя доска особенно сильно изъедена жучком и повреждена отверстиями от гвоздей. Золотой фон во многих местах сильно переписан. Накладная рама более поздняя. На свитке Иоанна: ЕСС / Е AG / NVS / VOX / … (далее неразборчиво) (Се агнец … — Ин 1: 29, 36; глас [вопиющего в пустыне]. — Ис 40: 3; Мф 3: 3). В нижней части доски между гербами двух флорентийских семейств — Серистори и Герардески — надпись: AVE. GRATIA. PLENA DOMINI (Радуйся, Благодатная. — Лк 1: 28). На обороте доски надпись, которая в настоящее время читается только в инфракрасных лучах: Les armes en… sont de la maison de Seristori… autre sont de Gherardeschi de Florence. Ecole de Toscane (Герб дома Серистори, другой — Герардески из Флоренции. Тосканская школа).
Пост. в 1899, дар бывшего директора Эрмитажа И. А. Всеволожского. Ранее: собр. барона П. К. Мейендорфа в Петербурге; И. А. Всеволожский получил картину в подарок от сына барона (Кат. 1912).
Инв. № ГЭ 265
В верхней части доски — распятие с Марией, Иоанном, св. Франциском и св. Домиником. В нижней части около трона, кроме музицирующих ангелов, согласно Оффнеру (1981), изображены (начиная с верхнего ряда):слева — св. Павел, св. Матфей, неизвестная святая, св. Варфоломей, Иоанн Креститель, св. Людовик Тулузский; справа — св. Андрей, св. Петр, св. Екатерина, два св. епископа, св. Иаков Старший. Расположение фигур, острое завершение короны, драпировка, на фоне которой представлены Христос и Мария, соответствуют типу изображения коронации Мадонны, сложившемуся во второй половине XIV в. в Тоскане. Картина поступила как произведение неизвестного тосканского художника XIV в. Лазарев (1959) считал, что ее можно отнeсти к школе Бьондо. В посмертном издании Оффнера (1981) эрмитажная картина приписана Мастеру Коронования Марии из Крайст Чёрч. Этим условным именем Оффнер назвал неизвестного последователя братьев Чионе, создавшего «Коронование Марии», находящееся в Крайст Чёрч в Оксфорде. Атрибуция принята Босковичем (1975). Одна из ближайших аналогий эрмитажного произведения — «Коронование Мадонны» (ранее — собр. Луиджи Беллини во Флоренции; воспр.: offner 1981. Fig. 53). В ней повторяются типы лиц, изображены такие же ангелы, с такими же музыкальными инструментами, близки узоры тканей.