ЯКОПО ВИНЬЯЛИ, приписывается.
Авраам и три ангела.
Холст, масло.
Размеры: 130-100 см.
Поступила в 1925 из Юсуповского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: собр. князя Н. Б. Юсупова в Петербурге; собр. князей Юсуповых в Петербурге; Юсуповский дворец-музей в Ленинграде.
Инв.№ГЭ 5565
Быт 18: 1–10.
В собр. Юсуповых картина считалась произведением Джованни да Сан Джованни. Атрибуцию подтвердил Г. Фосс (Кат. Липгарта 1920-е). Возможно, он основывался на некотором сходстве эрмитажного полотна с композицией Джованни да Сан Джованни на тот же сюжет в Галерее Уффици, Флоренция. В Эрмитаж картина поступила как работа неизвестного итальянского художника XVII в. Позже определена М. И. Щербачевой (Кат. 1958) как произведение Якопо Виньяли. Одноименная картина Виньяли из Музея Крозатье (Ле-Пюи-ан-Воле) имеет иную композицию. В каталоге выставки, где она экспонировалась в 1989 (Гран-Пале, Париж), в рубрике «Oeuvres en rapport» сказано, что хранящееся в Эрмитаже полотно — «sans doute une copie» («несомненно копия» — см.: Seicento 1989. P. 379). Считалось, что эрмитажная картина уступает в отношении качества живописи полотну из Музея Крозатье, это в значительной степени объяснялось состоянием сохранности (большие записи). Пальяруло (2012) считает автором эрмитажного полотна Джованни Монтини на основании сходства с одноименной композицией, хранящейся в частном собр. В настоящее время картина отреставрирована, поздние записи удалены. Стало очевидно, что она не может рассматриваться как копия.
Обручение святой Екатерины.
Холст, масло.
Размеры:117-94,5 см.
Поступила до 1797.
Инв.№ГЭ 2117
LA, CLXIX, 2.
В Кат. 1863 — Кат. 1888 картина значится под именем Чиголи (Лодовико Карди), в последующих каталогах — Чиголи со знаком вопроса. Вентури (1934) тоже упоминает ее среди работ Чиголи. Липгарт (Кат. 1912) приписал картину Якопо Виньяли — со ссылкой на мнение Э. Брюинингка. В дальнейшем эта атрибуция была принята в Эрмитаже. Пальяруло (2012) атрибутирует эрмитажную картину Якопо Виньяли на основании сходства с полотном «Обрезание Христа» из церкви Сан Касьяно Валь ди Пеза, Флоренция. В светотеневом решении, в типажах, передаче узорчатых тканей, складок одежды картина имеет сходство с произведениями Виньяли «Нахождение Моисея» (Художественная галерея Вассар Колледжа, США), «Товия и ангел» (Пинакотека, Лукка), «Крещение Константина» (Галерея Палатина, Флоренция). Однако жесткая живописная манера, не свойственная мастеру, не позволяет с полной уверенностью признать в эрмитажном полотне руку Виньяли.