ВИВИАНО КОДАЦЦИ
ДОМЕНИКО ГАРДЖУЛО
Архитектурная фантазия со сценой «Избиение младенцев».
Холст, масло.
Размеры: 119,5 - 173,5 см.
Поступила в 1970 из Краеведческого музея г. Боровичи. Ранее: церковь усадьбы Кострицы в Новгородской губернии.
Инв. № ГЭ 10099, парная к ГЭ 10113
Мф 2: 16–18.
Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного итальянского художника XVII в. Определена как работа Вивиано Кодацци Фомичевой (1964, 1974). По ее мнению, это произведение следует отнести к неаполитанскому периоду творчества художника (середина 1630-х — 1640-е), а автором фигурной группы Фомичева называет Микко Спадаро (Доменико Гарджуло). По характеру живописи архитектурная композиция близка произведениям Кодацци этого периода — «Портик виллы» (1641), «Водопой» (обе — Музей изящных искусств, Безансон) и ряду других работ. Фигуры характерны для Микко Спадаро по стилю и колориту. Вполне возможно, что им же написано небо и пейзаж заднего плана. Дэвид Маршалл (1988) полагает, что парные эрмитажные картины — со сценами «Избиение младенцев» и «Христос и грешница» — написаны не Кодацци, а его неаполитанским последователем Асканио Лучано. Автором фигур он считает Николо де Симоне (сообщение в письме к Всеволожской от 06.06.1988). По мнению Порцио (2012), обе эрмитажные картины исполнены Кодацци в соавторстве с Карло Копполо и их можно идентифицировать с двумя полотнами, которые значатся в инвентаре коллекции Монтойя де Кардона 1718 г.
Архитектурная фантазия со сценой «Христос и грешница».
Холст, масло.
Размеры: 125 - 178 см. Значительные утраты живописи в средней и левой части.
Поступила в 1970 из Краеведческого музея г. Боровичи. Ранее: церковь усадьбы Кострицы в Новгородской губернии.
Инв. № ГЭ 10113, парная к ГЭ 10099
Ин 8: 1–11.
Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного итальянского художника XVII в. Атрибуция принадлежит Фомичевой (1974). Сходство размеров, стилистическая близость и один источник поступления данной картины и «Архитектурной фантазии со сценой „Избиение младенцев“» позволяют считать их парными. Обе картины следует отнести к неаполитанскому периоду творчества Кодацци (середина 1630-х — 1640-е) на основании близости к «Поклонению волхвов» и «Поклонению пастухов» (обе — ранее в Галерее Антикуариа, Рим; воспр.: Pittori bergamaschi 1983. P. 713), к «Архитектурной перспективе со сценой „Христос и центурион“» и «Виду портика с руинами» (обе — частное собр., Рим; воспр.: Ibid. 1983. P. 725), к «Атриуму виллы у моря со сценой „Христос и грешница“» (частное собр., воспр.: Ibid. 1983. P. 718). Фигуры в эрмитажной картине имеют несомненное сходство с фигурами Микко Спадаро в перечисленных композициях, особенно в последней, где изображен тот же эпизод. Дэвид Маршалл (1988) приписал обе эрмитажные картины неаполитанскому последователю Кодацци — Асканио Лучано. Он же предположил, что фигуры могли быть выполнены Николо де Симоне (письмо к Всеволожской от 06.06.1988). Порцио (2012) полагает, что обе эрмитажные картины исполнены Кодацци в соавторстве с Карло Копполо, и считает возможным идентифицировать их с двумя полотнами, которые значатся в инвентаре коллекции Монтойя де Кардона 1718.