Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 23.04.2024, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж лука джорданоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЛУКА ДЖОРДАНО

Смерть Катона Утического.

Холст, масло. Переведена на новый холст в 1850 Э. Сиверсом.

Размеры:126,5 - 99 см.

Поступила в 1834, приобретена А. Геслером в Кадисе. С середины XIX в. — во дворце в Гатчине, с 1926 — в Эрмитаже, затем передана в «Антиквариат», в 1929 возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ 4621

Плутарх. Катон Младший, XXXVI, 70.

Марк Порций Катон Утический (95– 46 до н. э.) — римский народный трибун; покончил с собой после поражения Помпея и победы Цезаря. Картина поступила в Эрмитаж как произведение Хосе Риберы и в каталогах XIX в. значилась под этим именем. Липгарт, в 1916 рассматривавший ее как работу Риберы, впоследствии (Кат. Липгарта 1920-е) решительно высказался за авторство Луки Джордано. Картину следует отнести к раннему периоду творчества художника, так как в ней ощущается сильное влияние искусства Риберы.

Изгнание торгующих из храма.Середина 1670-х гг.

Холст, масло.

Размеры:198-261 см.

В коллекциях музея с 1923 г.

Инв.№ГЭ 5561

В картине Джордано действие перенесено за пределы храма ко входу в него. В глубине раскрывается панорама Иерусалима. Мощная фигура Христа по диагонали пересекает композицию. Интенсивно-синий цвет его плаща резко выделяется среди теплых, преимущественно золотистых и оливковых красок картины. Поток света, скользя по стене храма, как бы сопровождает Христа, усиливая впечатление энергии его движения. Он освещает его со спины и потому неуловимым оказывается выражение его лица, погруженного в тень. Хороший анималист, Джордано любил изображать животных, если это не противоречило сюжету. В "Изгнании торгующих" показаны бык, собака, ягнята.Одним из деяний Христа было изгнание из иерусалимского храма менял и торговцев жертвенными животными. Об этом сообщается во всех четырех канонических Евангелиях (Евангелие от Матфея, 2, 12 - 13; от Марка, 11, 15 - 19; от Луки, 19, 45 - 46; от Иоанна, 21, 13 - 17). "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: "дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников" (Матфей, 2, 12 - 13). 

Битва лапифов с кентаврами.Ок.1688г.

Холст, масло.

Размеры :255-390 см.

В коллекциях с 1930г., ранее в Строгановском дворце-музее в Ленинграде. Ранее: с конца XVII в.-собр. графов Кингстон в Англии; с 1773- собр. герцога Кингстона в Англии; с 1776 - собр. герцогини Э.Кингстон в Петербурге; собр. графа И.Г.Чернышева в Петербурге; с 1790 по 1795- собр. И.И.Мелиссино в Петербурге;  в 1797- собр. М.Ф.Соймонова в Петербурге; между 1797 и 1800 приобретена графом А.С.Строгановым.

Инв.№ГЭ4705

"Битва лапифов с кентаврами" - великолепный образец декоративного барочного искусства. Основным источником античных легенд для художников XVII в. было сочинение Овидия "Метаморфозы". Рассказывается там и о племени лапифов (XII, 210 - 231), которые пригласили кентавров на свадьбу своего царя Пейритоя. Во время пира кентавры попытались похитить невесту, красавицу Гипподамию, и ее подруг. Началась схватка, в которой лапифы одержали победу благодаря вмешательству богов. Почти панорамно Джордано разворачивает пейзаж в своем большом полотне, заполняя его фигурами сражающихся. Центр ожесточенной битвы - кентавр Эвритон из могучих рук которого пытается вырваться Гипподамия. Герой Тезей атакует похитителя, обнажив меч. Широкий круп кентавра кажется выступающим за пределы плоскости холста: искусству барокко свойственно стремление к разрушению границ между иллюзорным и реальным мирами. 

Кузница Вулкана.Ок.1660 г.

Холст, масло. Переведена со старого холста на новый в 1848 Ф. Табунцовым.

Размеры: 192,5-151,5 см.

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: собр. Г. Гиббонса; с 1722 — собр. Р. Уолпола в Лондоне, с 1736 — в Хоутон-Холле.

Инв.№ГЭ 188

Вергилий. Энеида, VIII, 424–453.

По характеру живописи близка картинам «Венера, Марс и кузница Вулкана» в собр. Дэниса Мэона (Лондон) и «Кузница Вулкана» в галерее Палаццо Спинола (Генуя), которые Феррари и Скавицци (1966) датируют 1657– 1660. Эрмитажное полотно создано, по-видимому, ок. 1660. В Aedes Walpolianae (1752) указано, что картина ранее принадлежала скульптору Гринлингу Гиббонсу. Сэр Роберт Уолпол купил ее в ноябре 1722 на распродаже имущества Гиббонса (Moore 1996). В 1728 она описана как «большая картина, изображающая Вулкана, работы Риберы» («un grand tableau de Vulcain de Ribera» — см.: Capital Collection 2002). Копия, исполненная П. Уолтоном, находилась во дворце Сент Джеймс в Лондоне (Aedes Walpolianae 1752), позже — в Хэмптон-Корте.

Оплакивание Христа.Ок.1670-1675 гг.

Холст, масло.

Размеры: 155-182 см. Справа внизу подпись: Luca Giordano F.

Поступила в 1810, приобретена у Ж.-Б. Лебрена в Париже при посредничестве Д. Виван Денона.

Инв.№ГЭ 23

Ин 19: 38–40.

Подобная картине Эрмитажа композиция в церкви Сен Эсташ в Париже датируется 1655–1660. Фигуры Богоматери и Марии Магдалины близки аналогичным фигурам в «Оплакивании» (Картинная галерея, Ольденбург), которое в прошлом приписывалось Рибере, а в настоящее время считается одним из ранних произведений Джордано. Феррари и Скавицци (1992) относят эрмитажное полотно к периоду ок. 1670–1675. Некоторые фигуры и детали композиции повторяются также в картинах на тему «Оплакивание» или «Снятие с креста» в Национальной Пинакотеке в Болонье, в Галерее Академии в Венеции, в одном из частных собр. Рима и др. Идентичная эрмитажной композиция воспроизведена в статье де Вито (1991. Fig. 40)

Похищение Европы. Между 1675-1677 гг.

Парная к картине- Триумф Галатеи.

Холст, масло.

Размеры: 205-304 см.

Приобр. в 1771 г. из собр. Трибля в Берлине.

Инв.№ГЭ9967, парная к ГЭ 9966

Триумф Галатеи.Между 1675-1677 гг.

Парная к картине- Похищение Европы.

Холст, масло.

Размеры: 207-110 см.

Приобр. в 1771 г. из собр.Трибля в Берлине.

Инв.№ГЭ 9966, парная к ГЭ 9967

Жертвоприношение Авраама. Середина 1680-х

Холст, масло.

Размеры:217-248 см.

Приобретена в 1769 из собрания графа Г.Брюля в Дрездене. С 1822- в Английском дворце в Петергофе; в 1862 передана в Румянцевский музей в Москве, затем находилась в Музее изящных искусств, Москва, и в "Антиквариате", откуда в 1931 возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ 9640

Сон юного Вакха.1680-е гг.

Холст, масло.

Размеры: 246,5-329 см.

Приобр. в 1779г. из собр. сэра Роберта Уолпола ,Англия.

Инв.№ГЭ 197

В западноевропейском искусстве начиная с эпохи Возрождения сюжеты из мифов о Вакхе (греч. Дионис) были в числе любимых. Сын Зевса и фиванской царицы Семелы, Вакх считался богом виноградарства и виноделия. Со временем его образ стал восприниматься как воплощение могучих жизненных сил природы, подсознательного начала, чувственного земного бытия. В картине Джордано юный бог раскинулся на шкуре, разостланной прямо на камнях. Лицо и грудь его погружены в тень. Тихо переговариваются вакханки и сатиры. Многочисленные животные собрались вокруг: пушистые овцы, олень с гордой осанкой, тигр, которого гладит маленький сатир. В глубине ночного пейзажа виден морской залив. Джордано всегда был свойствен интерес к эффектам освещения. В "Сне юного Вакха" скользящий свет создает настроение таинственности, он не рассеивает мрака, а лишь выхватывает из него фрагмент то одной, то другой фигуры. Однако тени настолько прозрачны, что в темноте угадываются все цвета.

Суд Париса.Между 1681-1683 гг.

Холст, масло.

Размеры:247-326 см.

Приобр. в 1779 г. из собр. сэра Роберта Уолпола, Англия.

Инв.№ГЭ9965

Рождение Иоанна Крестителя.1680-е гг.

Холст, масло.

Размеры: 252-320 см.

Приобр. в 1769 г. из собр. графа Брюля, Дрезден.

Инв.№ГЭ 2607

Святой Иероним.

Холст, масло.

Размеры: 59-75,5 см.

Поступила в 1971 через ЭЗК в Ленинграде.

Инв.№ГЭ 10173

Нептун и Коронида.

Холст, масло.

Размеры:112 - 145 см.

Поступила в 1922 из Музея Академии художеств в Петрограде. Ранее: до 1765 — в Картинном доме в Ораниенбауме; в конце 1920-х передана в «Антиквариат», в 1931 возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ 3556

Овидий. Метаморфозы, II, 570–589.

В описании Картинного дома в Ораниенбауме (1762) картина названа «Нептун и Ифис» (Штелин 1990). В XIX в. название менялось: «Нимфа Ио и Нептун», «Время и Амур». Впоследствии определили персонажей как героев легенды, изложенной Овидием в «Метаморфозах». Афина спасла дочь фокийского царя Коронея — Корониду — от преследований Нептуна, превратив ее в ворону. В описи Картинного дома в Ораниенбауме картина значилась работой Санти ди Тито (Малиновский 1980; Штелин 1990), но в каталоги Академии художеств она вошла как произведение Луки Джордано. Эта атрибуция сохранялась и в Эрмитаже. В Кат. 1958 автором картины назван Франческо Руски (со знаком вопроса), что отразило мнение Джузеппе Фьокко (устное). Поскольку это предположение не нашло подтверждения, в Кат. 1976 картине была возвращена прежняя атрибуция. По композиции и живописным приемам картина «Нептун и Коронида» наиболее близка к полотну Луки Джордано «Цирцея и Пикус» (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг), а также к «Благословению Иакова» (Галерея Харрах, Рорау). Исполнение картины можно отнести ко второй половине 1650-х.

ЛУКА ДЖОРДАНО, мастерская.

Похищение сабинянок. 1689 г.

Холст, масло.

Размеры: 119,5-167,5 см.

Поступила в 1968 из ГФ.

Инв.№ГЭ 10040

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024