Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж гандольфино да роретоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ГАНДОЛЬФИНО да РОРЕТО (Гандольфино д АСТИ)

Рождество Христа.

Холст (переведена с дерева), темпера.

Размеры:213-102 см.Первоначально картина имела полукруглое завершение. Прямоугольная форма была придана ей при переводе с дерева на холст, тогда же были сделаны и дописаны приставки в обоих верхних углах. На обороте полотна — надпись: «С липовой доски на холст переложе- на 1909 года Спб И. Васильев». На нимбе Мадонны надпись: QVIA EX ORTVS SOL IVSTICIE CRIST (Ибо из тебя взошло солнце истины Христос). По вороту платья Марии надпись: ET BENEDICTVS FRV (Благословенен плод), продолжение на отвороте рукава: TVI IHS ([чрева] твоего Иисус. — Лк 1: 420). На свитке в руках парящих ангелов надпись: GLORIA IN EXCSIS DEO (Слава в вышних Богу. — Лк 2: 14).

Пост. в 1926 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: собр. графов Строгановых в Петербурге.

Инв.№ГЭ4153

В Описи Строгановского дворца-музея 1922 картина числилась работой неизвестного немецкого мастера. На эту мысль могли навести сказочная атмосфера происходящего, средневековые сооружения, обильное использование золота и жесткие складки одежд, напоминающие резьбу по дереву. При поступлении в Эрмитаж произведение сочли созданным североитальянским художником конца XV — на- чала XVI в. В Кат. 1958 «Рождество Христа» вошло как приписываемое Джованни Мартини Спанцотти (1480 — ок. 1520). Правильно определил автора эрмитажной картины — Гандольфино да Рорето — и дал произведению высокую оценку Романо (1970), который отнес создание «Рождества» к концу первого десятилетия XVI в. Атрибуция Романо нашла отражение в Кат. 1976 и Кат. 1994. Ближайшая аналогия — «Поклонение Младенцу» (церковь Санта Мария Нуова, Асти; дерево. 197 × 101): повторяются фигура Марии, поза лежащего Младенца, конструкция полуразрушенного здания, первый план с каменными плитами и мелкими камнями на поверхности. Подобно многим художникам пьемонтской школы, Гандольфино изобразил сцену рождества Христа и поклонение ему среди руин в присутствии маленьких ангелов. Полуразрушенное здание с элементами античной архитектуры таит в себе намек на победу христианства над язычеством. В руках св. Иосифа посох с набалдашником в виде саламандры, одного из символов Христа (Лк 12: 49). Античное представление о бесполости саламандры привело к тому, что христианство стало воспринимать ее как символ целомудрия (см.: Lexikon 1972. Bd 4. S. 11). Cреди обломков камней на первом плане растет чертополох — намек на добровольные страдания Христа во имя спасения человечества (Heinz-Mohr 1972. S. 72). Гандольфино часто подписывал свои произведения, и вполне вероятно, что на ленте на первом плане первоначально имелась подпись художника.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024