ФРАНЧЕСКО ГРАНАЧЧИ
Отдых святого семейства на пути в Египет.
Дерево, масло.
Размеры: 136,2-96,5 см.
Пост. в 1946 в числе трофейных картин, вывезенных из Германии после Второй мировой войны. Ранее: с 1766 — Картинная галерея Сан-суси, Потсдам.
Инв.№ЗК238
Хотя в немецких изданиях произведение фигурирует как «Святое семейство», правильнее определить его как «Отдых святого семейства на пути в Египет», так как на втором плане представлен отдыхающий Иосиф, рядом с которым пасется осел. Картина поступила в Потсдам как произведение Рафаэля (Nicolai 1769) и продолжала под этим именем значиться в немецких путеводителях XVIII — первой половины XIX в. (см.: Zerstört. Entführt 2004). Затем определялась как приписываемая Рафаэлю (Parthey 1864) и, наконец, с 1930 (Henschel- Simon) и далее значится под именем своего истинного автора — Франческо Граначчи. По композиции и характеру образов эрмитажная картина — типичное произведение художника, неоднократно повторявшего в своих произведениях отдельные типы и целые группы. Ближайшая аналогия — «Святое семейство с Иоанном Крестителем и тремя ангелами» в собр. Эрмитажа (см. кат. 81), в котором художник почти целиком повторяет фигуры Марии и обоих младенцев. Так же как упомянутое произведение, данная картина может быть датирована началом 1520-х — временем творческой зрелости мастера.
Святое семейство с Иоанном Крестителем и тремя ангелами.
Дерево, масло.
Размеры: 107-77 см.В центре во всю длину трещина на месте стыка досок. Еще одна замастикованная трещина в левой части от нижнего края заходит на плащ Марии. По всей поверхности многочисленные мастиковки. На обратной стороне доски: наклейки и штампы: Solly B 2 N 99 M 1498 На бандероли в руках ангелов латинская надпись: QVIA… CEL… CAPER… NON POTERA… TVO REM… O… ONTVI ISTI (Того, кого не могут вместить небеса, ты носила во чреве своем. — Цитата из молитвы к Деве Марии в честь ее рождения в сентябре).
Пост. в 1955 из Музея истории религии и атеизма в Ленинграде. Ранее: до 1820 — собр. Солли; до 1946 — Новый дворец в Берлине.
Инв.№ЗКР695
В изображении святого семейства акцент сделан на образе Мадонны, о чем свидетельствует надпись на бандероли в руках ангелов, прославляющая Марию как мать Бога. В коллекции Солли картина уже считалась произведением Граначчи, атрибуция традиционная и не вызывает сомнений; подтверждается сравнениями с другими работами мастера — в частности, с композицией «Отдых святого семейства на пути в Египет» в собр. Эрмитажа (см. кат. 80), в XVIII в. считавшейся работой Рафаэля. Художник почти полностью повторил фигуры и позы Мадонны и маленького Иоанна и, только сохранив положение ног Иисуса, изобразил его повернувшимся к Крестителю с жестом благословения, принимая от него крест. Подготовительный рисунок Граначчи к композициям подобного типа хранится в Кабинете рисунков Галереи Уффици во Флоренции. Создание «Св. семейства с Иоанном Крестителем и ангелами» было бы невозможно без знания художником картона «Св. Анна» Леонардо да Винчи (Национальная галерея, Лондон). Этим произведением навеяны фигуры обоих младенцев. Произведение можно датировать началом 1520-х — временем творческой зрелости Граначчи, когда в его искусстве наблюдаются существенные сдвиги от искусства XV в. к стилю Высокого Возрождения; это происходит, в частности, под влиянием таких мастеров, как фра Бартоломео, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Моделировка в картинах Граначчи приобретает бóльшую мягкость, а композиции становятся более уравновешенными и гармоничными.