НИККОЛО ди ПЬЕТРО ДЖЕРИНИ
Распятие с Марией и Иоанном.
Дерево,темпера.
Размеры: 85,5-52,7 (в готической раме- 103-57,7) Основа состоит из двух досок; верх закруглен. На верхней части обрамления под резьбой позолота подновлена. На кресте на табличке надпись: I. N. R. I., сокращенно от Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum (Иисус Назорей, Царь Иудейский. — Ин 19: 19). Внизу на готической раме: PATER. NOSTER. QVIES. INCIELIS. SANTIFI (Отче наш, сущий на небесах. — Мф 6: 9).
Происхождение: пост. в 1926 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: собр. графа П. С. Строганова, который приобрел картину в 1855 в Риме у Труа за 200 франков.
Инв.№ ГЭ4131
В рукописном каталоге 1854 собр. гра- фа П. С. Строганова (см.: Кузнецов 2001) «Распятие» значилось как произведение неизвестного последователя Джотто XIV в. М. И. Щербачева сочла автором эрмитажного произведения Джованни даль Понте (Кат. 1958 и Кат. 1976). Настоящая атрибуция была сделана Кустодиевой (1984) на основе сопоставления с ближайшей аналогией к эрмитажной картине — «Распятием с предстоящими и св. Франциском» Никколó ди Пьетро Джерини в Национальной пинакотеке, Сиена (инв. № 607; 122 × 64). Художник буквально повторил типы Христа, Мадонны, своеобразное строение тела Христа с вывернутыми суставами, трактовку волос Иоанна и Христа. Аналогично распределение цветовых пятен: розовый плащ Иоанна, его зеленоватый хитон, розовые одеяния ангелов. Боскович (Boskovits 1975. P. 415) датировал сиенскую картину 1390–1395. Исходя из стилистического, композиционного и типологического сходства та же дата может быть принята и для эрмитажного произведения. А. Де Марки (устно) считает автором эрмитажного «Распятия» Мариотто ди Нардо.
НИККОЛО ди ПЬЕТРО ДЖЕРИНИ (?)
Мадонна с Младенцем, четырьмя святыми и четырьмя ангелами.
Дерево, темпера.
Размеры: 62,5-37 см. Основа состоит из двух досок. С обратной стороны по стыку досок — нащельник и врезок в основу. Доски скреплены двумя врезными шпонками.
Происхождение: пост. в 1904, дар бывшего директора Эрмитажа И. А. Всеволожского.
Инв.№ГЭ 269
На первом плане изображены двое святых в дьяконских облачениях — св. Стефан и св. Лаврентий. Во втором ряду в левой части композиции, судя по посоху в руке, — св. Иаков. Второй, справа, согласно Оффнеру (1981), — св. Филипп. Картина поступила как произведение школы Джотто. В Кат. 1907 включена как работа неизвестного мастера сиенской школы XIV в., а в эрмитажные каталоги 1908–1912 — как произведение неизвестного мастера флорентийской школы XIV в. На выставке 1922 экспонировалась как произведение последователя Джотто, возможно, мастера севера Италии. Лазарев (1923) приписал картину Якопо ди Чионе, а позднее (1928, 1959) определил ее как принадлежащую кисти последователя Никколó ди Пьетро Джерини. Бернсон (1932) в своем списке в одном месте приписал картину Лоренцо ди Никколó, в другом — Никколó ди Пьетро Джерини со знаком вопроса и пометкой «ранняя». В Кат. 1958 и Кат. 1976 «Мадонна с Младенцем, четырьмя святыми и четырьмя ангелами» включена как работа Никколó ди Пьетро Джерини. В списке Бернсона (1963) картина отнесена к числу работ Мастера цеха шерстянщиков (Maestro dell’Arte della Lana), который определен как последователь Никколó ди Пьетро Джерини, но допускается, что группа произведений, числящихся под этим псевдонимом, могла быть написана Лоренцо ди Никколó на раннем этапе творчества. Условное имя Мастер цеха шерстянщиков было предложено Бернсоном по «Коронованию Мадонны», созданному мастером в люнете палаццо дель’Арте делла Лана во Флоренции. Фримантл (1975) также включил эрмитажную картину в число произведений Мастера цеха шерстянщиков. В Кат. 1994 она дана с этой же атрибуцией. «Мадонна с Младенцем» (Пинакотека, Ватикан), которую Лазарев (1928) приводит в качестве ближайшей аналогии эрмитажной картины, приписана Бернсоном (1963) и Фримантлом (1975) тому же Мастеру цеха шерстянщиков. Это произведение вошло в каталог Пинакотеки Ватикана как созданное неизвестным флорентийским мастером ок. 1380 (см.: Volbach 1987. P. 14–15). Большинство работ, приписанных ранее Мастеру цеха шерстянщиков, в том числе и эрмитажную (с датировкой 1405–1410), Боскович (1975) атрибутировал Никколó ди Пьетро Джерини. Позднее Боскович (1993) предложил объединить двух художников, включив произведения в корпус работ неизвестного мастера. Предложение было принято критикой, и Паренти (Firenze 2005) решительно признал Никколó автором эрмитажной доски. В посмертном издании Оффнера (1981) с пометкой «недоработанный материал» петербургская картина приписана мастерской Никколó ди Пьетро Джерини. Все аналогии, которые можно привести к произведению, хранящемуся в Эрмитаже, созданы в русле искусства обоих Джерини (отца и сына), как и работы, которые приписывают Мастеру цеха шерстянщиков. Это и упомянутая выше доска из Ватикана, и картина в Музее Линденау в Альтенбурге, и центральная часть триптиха в церкви Сан Мартино в Теренциано (подписана Лоpенцо ди Никколó и датирована им 1402). Учитывая вышесказанное, представляется возможным определить эрмитажную доску предположительно как работу Никколó ди Пьетро Джерини.