ДЖОРДЖОНЕ
Юдифь.
Холст, масло, переведена с дерева.
Размеры:144-66,5 см.
Из собрания барона Л. А. Кроза де Тьера в Париже приобретена в 1772 г.
Инв.№ГЭ 95
Картина, первоначально украшавшая дверную створку,- одна из немногих, единодушно приписываемых Джорджоне.Иудейская героиня ( апокрифический Ветхий Завет), воплощение могучей действенной красоты, изображена в момент молчаливого раздумья, смиренно взирающей на голову поверженного врага. Монументальная фигура победительницы, близкая по стилистике к классическим скульптурам, но в то же время женственная и изящная, выделяется на фоне пейзажа благодаря вибрирующим красным оттенкам струящихся складок ее одеяния. Внимание Джорджоне, обладающего не свойственной его современникам эмоциональностью, нацелено не на само действие, а на его следствие.Художника интересует психологическое состояние героини, решившейся на убийство ради блага своего народа. Окружающая природа находится в гармонии с ее душевными переживаниями: дерево на втором плане словно символ ее решимости, тревога рассеивается в шуме листвы; смятение исчезает, растворяясь в дымке, окутывающей далекие горы. Из тени проступает отрубленная голова убитого Юдифью ассирийского полководца Олоферна. Мертвое лицо, еще сохранившее хищное и надменное выражение, написано энергичными и легкими мазками, предвосхищающими ,,живопись без рисунка", характерную для более поздних работ венецианского мастера. Сюжет картины необычен и нов для живописи Венеции, где одиночная женская фигура была представлена лишь в скульптурах позднего кватраченто. Юдифь, убив врага иудеев, стала воплощением гражданской добродетели, особенно превозносимой в период,когда границы Венецианской республики подвергались постоянным набегам. Джорджоне подчеркивает чувственную женскую красоту, одержавшую верх над тиранией. Правая рука женщины опирается на кажущийся невесомым сверкающий меч с драгоценной резной рукоятью тонкой работы. Мягкое движение другой руки поддерживает динамику попирающей жуткий трофей обнаженной ноги.
Мадонна с младенцем в пейзаже.Около 1504 г.
Холст, масло, переведена с дерева.
Размеры:44-36,5 см.
В 1817 г. приобретена в Петербурге.
Инв.№ГЭ 185
С конца XV в. мастера Возрождения в изображении Мадонны все чаще отходили от традиции. Марию представляют не на троне в окружении святых, а на лоне природы. Как правило, это были небольшие картины, предназначенные для домашних молелен. Картина Джорджоне замечательна своим лирическим настроением. Дева Мария бережно поддерживает головку засыпающего Младенца. Краски летнего вечера переданы теплым колоритом. Пейзаж, данный с высокой точки зрения, при всей масштабности не лишен лиричности. В этой маленькой картине безусловные достоинства (красивый насыщенный колорит) сочетаются с явными недостатками (робкий рисунок). Она не раз вызывала замешательство и споры среди специалистов. В последнее время большинство исследователей склонны признать "Мадонну в пейзаже" ранним произведением молодого венецианца Джорджоне. Это утверждение базируется на сходстве некоторых деталей (таких, как тип головы мадонны, поза младенца, окружающий ландшафт) эрмитажной картины и большой композиции Джорджоне "Мадонна Кастельфранко" (1504).