Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 25.04.2024, 20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж доменикиноРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

ДОМЕНИКИНО

Взятие Марии Магдалины на небо.Около 1620 г.

Холст, масло.

Размеры:129-110 см.

Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. Ж. Б. Кольбера (?); собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.

Инв.№ГЭ113

LA, XCV.

В каталоге Кроза 1740 (Stuffmann 1968) сюжет определяется как «Вознесение Богоматери», но в Cat. Crozat 1755 и в дальнейшем картина названа «Взятие Марии Магдалины на небо». Маль (1951) отмечает, что изображенные в эрмитажной композиции власяница и сосуд с миром отличают эпизод из истории Магдалины от «Вознесения Богоматери». Серра (1909) датировал картину ок. 1616. Фосс (1924), Кат. 1958, Кат. 1976 и Спир (1982) относят ее к более позднему времени — ок. 1620. Того же мнения придерживается Бореа (1965), справедливо считая, что стилистически картина близка произведениям болонского периода творчества Доменикино — 1617–1621; она обращает внимание на идентичность узорчатых тканей в эрмитажной картине и «Мадонне с четками» (Национальная Пинакотека, Болонья), исполненной в тот же период. Композиция эрмитажного полотна близка более ранней фреске Доменикино из цикла, посвященного жизни св. Цецилии (церковь Сан Луиджи Деи Франчези, Рим). Подготовительный рисунок находится в частном собр. в Англии (Spear 1982. Pl. 233). На обороте имеется набросок к датируемой 1615–1619 «Мадонне с розой» (Национальный музей, Познань). Мальвазия (1678, ed. 1841. Vol. 2. P. 243) упоминает картину Доменикино с изображением «святой, возносимой на небо ангелами» («una santa portata in cielo ‘da quantità di Angeli»), принадлежавшую Джироламо Кайраре. В начале XIX в. эта картина попала в Англию, с 1832 по 1920 входила в собр. Уонтейдж в Лондоне, нынешнее местонахождение неизвестно (Spear 1982. P. 219–222). Липгарт (Кат. 1912) назвал этот вариант «повторением» эрмитажной композиции, Спир (1982) считает ее «прекрасной копией» («an excellent copy»). Картина, бывшая в собр. Уонтейдж, отличается от эрмитажной бóльшим пространством вверху и отсутствием изображения одного херувима. Дж. Джордани опубликовал гравюру с близкой композиции, находящейся, по его сведению, в Каза Диана в Ченто (S. M. Maddalena portata dagli Angeli // L’Album. 1859. N 26. P. 90). Предположение, что гравюра сделана с эрмитажного полотна (Borea 1965), опровергается происхождением эрмитажной картины и датой ее поступления в музей. В личном архиве М. И. Щербачевой упоминается аналогичная эрмитажной композиция в одном из частных парижских собраний.

ДОМЕНИКИНО, копия XVII в.

Евангелист Иоанн.1630-е г.

Холст, масло.

Размеры: 102,5-83 см.

Поступила в 1881 из Зимнего дворца согласно завещанию императрицы Марии Александровны. Ранее: в начале XIX в. — собр. доктора Фромана в Штутгарте; собр. Д. Л. Нарышкина в Петербурге; собственность императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце; собственность императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце.

Инв.№ГЭ246

LA, IX.

Евангелист Иоанн изображен пишущим «Откровение» («Апокалипсис») на острове Патмос. Орел — символ евангелиста Иоанна; чаша со змеей напоминает об эпизоде из жизни святого: в доказательство веры он выпил яд и остался жив. В XIX и начале XX в. эрмитажная картина считалась одним из шедевров Доменикино. Серра (1909) назвал ее работой имитатора. Фосс (1924) поместил среди подлинных произведений художника. Поуп-Хеннесси (1948) связал подготовительный рисунок Доменикино из Виндзорского собр. с эрмитажным полотном. В Кат. 1958 и Кат. 1976 картина включена как оригинал Доменикино. В настоящее время картина признана копией с композиции, находившейся некогда в Орлеанской галерее, затем в английских собраниях, ныне — в университете Боба Джонса, Гринвилл, Северная Каролина (см.: Borea 1965; Spear 1982; Steel 1984). Датируется концом 1620-х. Известны другие копии с орлеанского оригинала и с эрмитажного полотна. Широкую известность эрмитажное полотно получило в XIX в. благодаря гравюре Х.-Ф. Мюллера, сделанной в 1808–1812, когда само оно находилось в собр. доктора Фромана в Штутгарте. В. А. Жуковский описывает картину в статье «Воспоминание» 1848 (Жуковский 1878. Т. 6. С. 127–129).

Этюды.

Холст, масло.

Размеры:64,5 - 55 см.

Поступила в 1922 из Музея Академии художеств в Петрограде. Ранее: до 1831 — собр. де Росси в Венеции.

Инв. № ГЭ 3576

Изображенные фрагменты — мужские головы, одна с устремленными вверх глазами, другая — обращенная вниз; женский торс с воздетыми руками, женские колени, покрытые развевающейся драпировкой; розы — связаны с композицией «Вознесение Марии». Фреска на тот же сюжет из цикла «Жизнь Марии» была исполнена Доменикино в 1618–1619 в капелле Нольфи собора в Фано. Фрески пострадали во время землетрясения 14 апреля 1672, затем при пожаре. Неоднократные реставрации «только ухудшили вид росписей» («non fecero che peggiorare l’aspetto dei dipinti», — Borea 1965. P. 171). Однако фреска даже в современном виде и гравюра Доменико Кунего, выполненная в 1779, убеждают в близости эрмитажных «Этюдов» к некоторым мотивам композиции. В Кат. Академии художеств 1874 указано, что картина «куплена в 1831 у венецианского дворянина Де Росси» как этюды с натуры, исполненные Доменикино. Более правильной представляется версия, что эти наброски, созданные в масляной технике, являются копиями с фрагментов фрески Доменикино. Возможно, они использовались как вспомогательный материал при реставрационных работах собора в Фано в XVIII в.

Экстаз святого Франциска.

Холст, масло.

Размеры: 221 - 147 см.

Поступила в 1831, приобретена в Париже из собр. М. Годоя; с 1832 — в Таврическом дворце; во второй половине XIX в. — в Зимнем дворце.

Инв. № ГЭ 1476

LA, CXLVII; Acta Sanctorum, Oct. T. 2. P. 648.

Св. Франциск Ассизский (Джованни Бернардоне, 1182–1226) в 1207–1209 основал братство миноритов, преобразованное затем в монашеский орден францисканцев. Получил стигматы Христа как признание его преданной веры (экстаз). Стигматизация Франциска произошла 14 сентября 1224 — первая в истории церкви. В описи картин, приобретенных Эрмитажем из собр. Годоя, сделанной торговцем Лафонтеном, под номером 171 (по каталогу коллекции Годоя, местонахождение каталога неизвестно) «Св. Франциск» значился оригиналом Доменикино (Каганэ 2000). Там же имеется ссылка на офорт Джованни Андреа Подеста, воспроизводящий ту же композицию. Из документов явствует, что картина, по-видимому пострадавшая при перевозке морским путем, вскоре по прибытии в Эрмитаж была реставрирована («исправить живопись» — значится в задании реставраторам). С той же атрибуцией она вошла в Livret 1838. С 1832 картина находилась в Таврическом дворце, во второй половине XIX в. — в Зимнем дворце и в канцелярии Эрмитажа, поэтому не вошла в Кат. 1863 — Кат. 1916. Сведения о происхождении были утрачены. В 1929 в инвентарь Эрмитажа (Опись 1859) картина была вписана как произведение «неизвестного итальянского художника XVII в.» (см.: Каганэ 2000. С. 215). Из сочинений биографов известно, что Доменикино перед отъездом в Неаполь (в сентябре 1630) написал картину «Св. Франциск с ангелом» — во исполнение обета, данного во время тяжелой болезни (Baglione 1642. P. 384; Bellori 1672. P. 204; Malvasia 1678, ed. 1841. T. 2. P. 231). Она была помещена в алтарной части незадолго до того построенной капуцинской церкви Санта Мария делла Кончеционе в Риме. Между 1777 и 1786 картина была перенесена в третью капеллу по правой стороне (Spear 1982), где находится в настоящее время. Вероятно, тогда же она была увеличена исказившими композицию приставками на 44 см в длину и 68 см в высоту. (Эрмитажная композиция почти совпадает с первоначальными размерами римского полотна). Серра (Serra 1909) считал римскую картину копией с утраченного оригинала Доменикино. Другие исследователи не подвергают сомнению ее подлинность (Spear 1982). Определяя полотно из капуцинской церкви как единственный оригинал, Спир называет копии с нее: картины в Риофрио (Сеговия; размер 225 × 150) и в Сан Никола ин Карчере (Рим; размер 285 × 200; воспроизводит композицию из капуцинской церкви с приставками), мозаики — в базилике делла Санта Каза (Лорето; исполнена в 1788) и в капелле Сантиссимо Сакраменто собора Св. Петра в Риме (воспроизводит композицию с приставками). В числе копий Спир называет и «Экстаз св. Франциска» из Эрмитажа. Вторая коллекция Мануэля Годоя формировалась в Риме, где была хорошо известна композиция Доменикино и копии с нее. Вероятно, в тот период и приобрел Годой полотно, впоследствии поступившее в Эрмитаж. С римской композицией «Экстаз св. Франциска» связан эстамп анонимного гравера XVII в., который упоминает Спир (1982), и рисунок с изображением фигуры брата Лео (Королевское собр., Виндзор).

ДОМЕНИКИНО, круг.

Святой Андрей.

Фреска.

Размеры: 84 - 62 см.

Поступила в 1912 из собр. П. С. Строганова в Петербурге, согласно завещанию владельца.

Инв. № ГЭ 2476

LA, III.

В собр. П. С. Строганова фреска считалась произведением Доменикино. Липгарт (1912) опубликовал ее как оригинал Доменикино, но в Кат. 1912 поместил как работу школы. Однако в следующих изданиях каталога (1914, 1916) он вернулся к прежней атрибуции. Щербачева (Кат. 1958) датировала фреску 1608 — периодом, когда Доменикино работал в церкви Сан Грегорио Маньо (Рим) над росписями, посвященными жизни св. Андрея. Бореа (1965) справедливо отклонила эту атрибуцию. Эрмитажная фреска, несомненно, связана с искусством мастера и близка к некоторым его произведениям, в частности — к росписям в аббатстве Гроттаферрата и «Лоретской Мадонне со святыми» (Художественный музей Северной Каролины, Рали), но слабее в живописном отношении.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024