АНДРЕА МАНТЕНЬЯ
Мадонна Победы.1496 г
Холст, масло.
Размеры:285-168 см
В коллекциях с 1798 г.
Инв.№369
Причиной для создания этой картины явилась победа , одержанная в 1495г. Франческо Гонзагой, маркизом Мантуи и капитаном войска антифранцузкой лиги в битве при Форново около Пармы. В результате этой победы алтарная картина была по обету подарена часовне Санта Мария Виттория. Голова покровителя города святого Андрея видна слева над одеянием Девы Марии. Трое святых ходатайствуют за маркиза. Двоим из них- архангелу Михаилу с мечом и святому Георгию со сломанной пикой- было доверено поддерживать мантию Мадонны, под которой укрылся Франческо Гонзага. Апсида, под которой размещается святая группа, увита пышной растительностью: листьями, цветами и плодами- метафора райского сада, куда люди могут войти благодаря посредничеству Девы Марии, фигура которой является вершиной пирамидальной композиции. 6 июля 1496 г.,в первую годовщину битвы при Форново, картину в сопровождении торжественной процессии доставили в часовню, что вызвало энтузиазм толпы. Произведение оставалась в часовне Саанта Мария Виттория до 1797 г.,а затем вместе с другой военной добычей Наполеона было перевезено во Францию.
Парнас.1495-1497 гг.
Холст, темпера.
Размеры:160-192 см.
В коллекциях с 1801 г., из собрания кардинала Ришелье.
Инв.№370
В последнее десятилетие 15 в. Изабелла д Эсте, маркиза Мантуи, заказала две работы,которые должны были украсить кабинет, уже старому, но все еще активно работающему мастеру Андреа Мантенье.Маркиза сама выбрала сцены, которые нужно было изобразить: сюжеты глубоко символичные, аллегоричные, сложные и повествовательные, что требовало изысканных образов.Парнас-первая из законченных работ, и мы можем представить, как была довольна Изабелла, когда это полотно повесили в кабинет, как она любовалась плавной чередой фигур, свободных пространств, совпадений, параллелей и соответствий между частями тела, летящими одеяниями,скалами , кронами деревьев.Изображение загадочной пары(справа) обычно объясняется так: пение муз могло вызвать извержение вулкана- вверху слева рушатся горы а Пегас, крылатый конь Меркурия, мог прекратить извержение, ударив по земле копытом.Добродетели в небе в обрамлении облака: Умеренность смешивает вино с водой, переливая жидкость из одного кувшина в другой.Правосудие держит в руке меч;Сила облачилась в шкуру льва Геркулеса.
Трумф Добродетели.Около 1502 г.
Холст, темпера.
Размеры:160-92 см.
В коллекциях с 1801 г. ,из собрания кардинала Ришелье.
Инв.№371
Это вторая картина, которую представил Мантенья для кабинета Изабеллы дЭсте.Именно таким образом маркиза думала подчеркнуть свои достоинства добродетельной женщины.В соответствии с идеалами гуманизма художник обращается к зрителю с помощью аллегорических фигур, символизирующих основополагающие философские понятия.Тема картины объясняется в длинном картуше(надписи на латыни, древнегреческом и древнееврейском), которым обвита Матерь Добродетель (в углу слева). Трое Добродетелей появились в небе в обрамление облака.Минерва выгоняет Венеру и Пороки из сада Добродетелей. Вверху слева извергающиеся вулканы и антропоморфные тучи ,кажется, тоже свидетельствуют о том, что и природа хочет освободить свой сад от запустения, а человечество от Пороков.Полураздетая женская фигура, неподвижная и спокойная в своей вычурной красоте,-это Венера, представляющая чувственную любовь.Кентавр, на котором она едет, и семья кентавров слева от нее также символизируют сластолюбие. Когда прибыла вооруженная пикой и щитом Минерва, то сразу разбежались чудовищные и наводящие ужас люди.Фигура, лишенная рук, это Безделие, тянущее на веревке Лень.За ними по берегу пруда видна надпись из ,,Средств от любви,, Овидия: ,,Безделие и алчность влекут нас к погибели,,
Распятие.1456-1459 гг.
Дерево, темпера.
Размеры: 76-96 см.
В коллекциях с 1798 г.
Инв.№368
Эта картина, была центральной частью пределлы алтаря заказанного Gregorio Correr для церкви San Zeno в Вероне. Другие элементы пределлы- Моление о чаше, Воскресение хранятся в Музее изящных искусств в Туре. Центральная часть алтаря- Мадонна с Младенцем окруженная музицирующими ангелами и две боковые панели, каждая из которых представляет собой изображение четырех святых, все еще находится в церкви Вероны.
Святой Себастьян.Около 1480 г.
Холст, темпера.
Размеры: 255-140 см.
Приобретена в 1910 г.
Инв.№R.F.1766