ПАРМИДЖАНИНО (Франческо Мария Маццола)
Антея.1530-1535 гг.
Холст, масло.
Размеры:136-86 см.
Q 108
В творчестве Пармиджанино жанр портрета представлен разнообразно и отмечен оригинальностью. Картина -Антея, одно из самых блестящих его произведений. Она, однако, стоит несколько особняком в силу своей несомненной загадочности. До сих пор не установлено точно, кто же была эта женщина, почти девочка, устремившая прямой и открытый взгляд в пространство. Исследователи в своем большинстве считают, что героине Пармиджанино что-то около 15 лет. Расчистка картины произвела замечательное действие. Открылась удивительная, подвижная и гибкая живопись лица модели, создающая впечатление поразительной свежести, нежности, живого дыхания юности. В манере написания картины прослеживается ряд противоречий и контрастов. Прежде всего, между изящной, словно бы отдельно парящей головкой, и тяжелым, богатым, явно ,,знаковым" ,одеянием героини. Нельзя не отметить разницу в изображении рук: правой- скрытой рукавом одетого на одно плечо верхнего богатого облачения и перчаткой, и левой- обнаженной, робко и неуверенно полуприжатой к телу. В картине присутствует большое количество украшений и разного рода деталей, позволяющих связать эту ее особенность с традицией свадебных портретов того времени и страны. Шкурка куницы- обычный свадебный подарок невесте - выделена таким образом, что ее мордочка выглядит почти живой. Одежда героини- передник, роскошные рукава- явное любование автора многообразием форм вещественного мира, в частности, драгоценностями,- послужили основой предположения о модели портрета и его прототипе. ,,Антею" считали и служанкой художника, и одной из так называемых ,,честных куртизанок", и олицетворением идеальной красоты. Наиболее убедительным на сегодня представляется отождествление ,,Антеи" с племянницей Элены и Франческо Байарди, покровителей и друзей художника в последний , пармский, период его творчества. Оттавия Камилла Байарди родилась 21 мая 1524 года. Ранние годы провела в августинском монастыре Пармы. По выходе из монастыря, в возрасте 14 лет, она вышла замуж за своего кузена, графа Манфрино Беккария. По-видимому, в это же время она позировала для портрета, возможно, носившего свадебный характер. Красавица Пармиджанино- юное существо на пороге Жизни, чистое и прекрасное, полное робких надежд и страхов. Греческое имя Antheia принадлежит античной богине цветения, или покровительницы цветов, и представляет собой одно из имен Афродиты, богини любви. В этой своей ипостаси она является в образе подобной распускающемуся цветку девушки- подростка.
Жан Галеаццо Санвитале, граф Фонтанеллато.1524 г.
Дерево, масло.
Размеры: 108-80 см.
Q 111
Лукреция.1539-1540гг.
Дерево, масло.
Размеры: 67-51 см.
Q 125
Святое семейство. 1524-1527 гг.
Холст, темпера.
Размеры:158-103 см.
Инв.№Q110
ПАРМИДЖАНИНО, приписывается
Портрет джентльмена Джованни Баттиста Кастальди. 1530-1540 гг.
Дерево, масло.
Размеры:98-83 см.
Инв.№Q109