ДЖУЛИО ЧЕЗАРЕ ПРОКАЧЧИНИ
Мадонна с Младенцем и ангелами.
Холст, масло.
Размеры: 55,5-40,5 см.
Пост. в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера в Париже. Ранее: собр. Пьера Кроза в Париже; собр. маркиза дю Шателя в Париже.
Инв.№ГЭ 144
В собр. П. Кроза считалась произведением Камилло Прокаччини. Под этим же именем поступила в Эрмитаж. Ныне принятая атрибуция принадлежит Вагену (1864) и отражена в каталогах Эрмитажа начиная с Кат. 1863. Х. Бригсток (письмо от 3. III. 1980) привел еще три версии композиции (Институт искусств, Чикаго; Музей изобразительных искусств в Ниме; Университет в Вюрцбурге), отметив, что эрмитажная — лучше остальных.
Святое Семейство с Иоанном Крестителем и ангелом.
Холст, масло.
Размеры: 157-107,5 см.
Пост. в конце XVIII в.
Инв.№ГЭ 102
Картина поступила в музей как произведение Джулио Чезаре Прокаччини, но в эрмитажные каталоги 1863– 1888 вошла как работа его брата, Камилло Прокаччини; основанием для этого послужило мнение Вагена (1864). Боде (1882), считая картину работой Камилло Прокаччини, отмечал, что она целиком создана под влиянием Карраччи. Начиная с Кат. 1889 возвращена правильная атрибуция Джулио Чезаре. У Марии тот же поворот головы, выражение лица и положение рук, что и у Магдалины на картине «Мария Магдалина» из Пинакотеки Амброзиана в Милане (инв. № 131; 71 × 41). Х. Бригсток (письмо от 3.III.1980) датировал картину 1620–1625.
Обручение святой Екатерины.
Дерево, масло.
Размеры: 56-73 см.Доска паркетирована. Сверху и снизу надставки шириной по 2 см, с боков — по 1 см. Вертикальная трещина длиной до 32 см проходит через голову и шею Мадонны, вторая проходит через ее лоб. Небольшие трещины у верхнего края. Криволинейная трещина в левом верхнем углу.
Пост. в 1779 из собр. Роберта Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия.
Инв.№ГЭ 94
LA, CLXXII.
В собр. Уолпола и при поступлении в Эрмитаж считалась произведением Камилло Прокаччини, брата Джулио Чезаре. Ваген (1864) определил картину как работу Джулио Чезаре Прокаччини. Х. Бригсток (письмо от 3.III.1980) датировал «Обручение св. Екатерины» ок. 1610. Аналогичное эрмитажной картине «Обручение св. Екатерины», происходящее из собр. кардинала Монти и принадлежащее Галерее Брера, Милан (инв. № 345; 149 × 145), находится в настоящее время в Музее Диочесано в Милане. Композиция произведения такая же, но изображение поколенное. Христос стоит, а не лежит на руках у матери, введена четвертая фигура — ангела. Повторяются типы лиц, поза Мадонны. Варианты, близкие к картине в Галерее Брера, хранятся в Художественной галерее Уолкера в Ливерпуле (инв. № 20; 142 × 152,5), в Государственной галерее в Аугсбурге (181 × 183), Национальной пинакотеке в Болонье, в Музее собора в Милане. Несколько измененный вариант эрмитажного произведения находится в Художественном музее им. М. К. Чюрлениса, Каунас (инв. № Mt-1395; дерево, масло. 52 × 65,3; воспр.: Маркова 1986. С. 76–77). Штуффманн (1968) ошибочно считала, что находящееся ныне в Эрмитаже «Обручение св. Екатерины» происходит из собр. Кроза.
Мария Магдалина.
Дерево, масло.
Размеры:118-88,5 см. Имеются две приставки: справа — шириной 5,5 см, слева — 3 см. На обороте — два паза от врезных шпонок.
пост. в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера в Париже. Ранее: собр. Пьера Кроза в Париже; собр. маркиза дю Шателя в Париже. С середины XIX в. находилась во дворце в Гатчине (близ Петербурга), в 1923 возвращена в Эрмитаж.
Инв.№ГЭ 228
В собрании Кроза (Cat. Crozat 1755) и в Кат. 1773 картина названа «Женщина, держащая череп». В Кат. 1797 включена под названием «Святая Мария Магдалина». Магдалина изображена со своими атрибутами — черепом (символом бренности) и сосудом для благовоний. В собр. Кроза и при поступлении в Эрмитаж картина числилась произведением неизвестного художника итальянской школы. В Кат. 1797 Лабенский уточнил принадлежность произведения ломбардскому мастеру. Липгарт (1916) долго колебался в определении автора. Он упоминал о подражателе Пармиджанино и о Прокаччини, но остановился на имени Бернардо Строцци. На выставке 1923 картина экспонировалась как «…„Магдалина“, приписываемая Джулио Чезаре Прокаччини (1560–1620) или Бернардо Строцци (1581–1664)». Настоящая атрибуция сделана Жарновским (1924). Под именем Джулио Чезаре Прокаччини картина включена в эрмитажные каталоги 1958, 1976 и 1994.
ДЖУЛИО ЧЕЗАРЕ ПРОКАЧЧИНИ, копия
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем.
Холст, масло. Переведена с дерева.
Размеры:77,5- 57,5 см. С обратной стороны на местах прорыва — три пластыря.
Пост. в 1983 через ЭЗК. Ранее: собр. графа А. С. Строганова в Петербурге; собр. П. С. Строганова в Петербурге.
Инв.№ГЭ 10436
Исследование картины в рентгеновских лучах показало, что первоначально за спиной Марии был изображен ангел, протягивающий Младенцу цветок. Тем самым оправдывалось движение ребенка, которое без фигуры ангела кажется неестественным. Во всех каталогах собр. Строгановых «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» значилась произведением Джулио Чезаре Прокаччини. Эта атрибуция была поддержана Вагеном (1864). Композиция воспроизведена в гравированном издании коллекции А. Строганова 1807 (гравер М. Иванов). Разница в размерах (в каталоге собр. Строгановых — 73,6 × 53,3) объясняется тем, что в 1874 картина была переведена с дерева на холст. Аналогичная эрмитажной версия, но с фигурой ангела хранится в Национальной галерее Праги (дерево, масло; 74,5 × 57). Она опубликована Конечным как работа Джулио Чезаре Прокаччини (см.: Konečnỹ 1986. P. 60– 61). Пражская картина традиционно считалась произведением Прокаччини и под этим именем числилась в инвентарях XVII и XVIII вв., во время ее нахождения в собр. эрцгерцога Леопольда Вильгельма (в инвентаре 1659) и затем в Императорской галерее и Кунсткамере Леопольда I в Вене. Гравирована Д. Классеном (см.: Nagler 1842. Bd 18. S. 86). Во всех вышеупомянутых случаях — в инвентарях и гравюре — названа только фамилия Прокаччини без упоминания имени. В инвентаре коллекции кардинала Мазарини, составленном после его смерти в 1661, под № 928 значится картина Камилло Прокаччини, целиком повторяющая композицию пражского произведения и близкая по размеру как к пражской, так и к эрмитажной картине (Cosnac 1884. P. 290). Бригсток (1976) упомянул полотно, находящееся сейчас в Эрмитаже, в числе тех работ Джулио Чезаре, местонахождение которых установить не удалось. Сравнение «Мадонны с Младенцем и Иоанном Крестителем» с бесспорными произведениями Джулио Чезаре Прокаччини обнаруживает более жесткую и грубую манеру живописи, не свойственную работам мастера. Скорее всего, это копия XVII в. с пражской картины. В процессе работы копиист убрал фигуру ангела, видимую теперь только в рентгеновских лучах. Возможно, это работа Камилло Прокаччини. В Эрмитаже гравюра Д. Классена (инв. № 11860) считается выполненной не с оригинала Джулио Чезаре Прокаччини, а с произведения его брата, Камилло Прокаччини.