ФРАНЧЕСКО ПРИМАТИЧЧО
Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем.
Дерево, масло.
Размеры: 43,5-31 см.
Пост. в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера в Париже. Ранее: собр. Ж.-Ж. де Мем в Париже (?); собр. Пьера Кроза в Париже; собр. маркиза дю Шателя в Париже.
Инв.№ГЭ128
В собр. П. Кроза картина считалась произведением Пармиджанино. На полях Cat. Crozat 1755 Сент-Обен сделал зарисовку композиции (см.: Cаt. Crozat — Dacier 1909). Ханд (1827) рассматривал «Св. семейство» как эскиз, а не оконченную работу. С именем Пармиджанино были согласны Ваген (1864) и Пентер (1883). В эрмитажные каталоги 1863–1888 картина вошла как произведение Пармиджанино, но в Кат. 1889 автором назван Понтормо. В каталоги 1900–1909 картина включена под именем Якопо Бертойя. На полях Кат. 1909 имеется пометка Липгарта о том, что К. Риччи считал автором «Св. семейства» Тибальди, в то время как Г. Фриццони, Э. Брюнингк и А. Вентури называли имя Бертойя. В Эрмитаже была принята атрибуция Риччи, нашедшая отражение в каталогах 1911–1958. Бриганти (1945) высказал мнение, что автора произведения можно идентифицировать либо с Приматиччо, либо с Пармиджанино. Атрибуцию Приматиччо приняла Барокки (1951), сочтя, что это юношеское произведение, близкое по времени к французскому периоду творчества художника, уехавшего во Францию в 1532. Беген (1960) сначала приписала эрмитажную картину школе Приматиччо, а затем (1969) самому мастеру. Она отметила сходство образов и драпировок в эрмитажном «Св. семействе» и в рисунке Приматиччо «Мадонна, королева ангелов» (Лувр, Париж), а затем обратила внимание на то, что колоннада на втором плане картины почти полностью повторяется в рисунке мастера «Поклонение пастухов» (Государственные музеи, Берлин). Та же колоннада воспроизведена на гравюре Антонио Фантуцци «Геракл и Какус» (см.: Zerner 1969, A. F. 67). Беген (1969) высказала предположение, что «Св. семейство» можно идентифицировать с «Нотр Дам де Булонь» на грифельной доске, которую Ж.-Ж. де Мем показывал 9 марта 1606 Пейреску. То, что картина находилась в собр. де Мем, с точки зрения Беген, подтверждает ее создание во Франции. Беген датирует «Св. семейство» 1541–1543 (см. каталог выставки: 1972–1973 Paris). Началом 1540-х датирует картину и Фей (1979). Он полагает, что здание на втором плане картины в несколько произвольной форме воспроизводит римский амфитеатр в г. Ниме, который художник мог видеть во время путешествия или знать по зарисовке конца XV в. Беген и Фей отмечали, что в эрмитажной картине заметно влияние Россо. Цернер (1972) считал, что подтверждением авторства Приматиччо служит стилистическая близость между «Св. семейством» Эрмитажа и гравюрой Дж. Гизи «Обручение св. Екатерины», выполненной с ныне утраченного произведения Приматиччо (о гравюре Гизи см. каталог выставки: 2004–2005 Paris. Р. 344. N 179). Ди Лоренцо (2010) утверждает, что эрмитажная картина относится к числу очень немногих бесспорных живописных работ мастера. Копия с эрмитажной картины (холст, масло. 114 × 82) проходила на аукционе в Отеле Дрюо в Париже 24 мая 1997 (лот 7, № 67).