(РАФАЭЛЬ) Рафаэлло САНТИ
Обручение Марии.1504 г.
Дерево, масло.
Размеры:170-118 см.
В коллекциях с 1805 года.
Инв.№Reg.Cron.336
Небольшая , но известнейшая алтарная картина из церкви Сан Франческо в Читтади-Кастелло (подпись и дата стоят на храме) обозначает кульминационный момент в жизни молодого Рафаэля. Этим произведением художник отдает дань уважения Перуджино, аналогичная композиция которого хранится сегодня в Канне, но одновременно эта работа определенно выходит за рамки моделей учителя, которые внезапно кажутся устаревшими. Сцена разворачивается в тщательно построенной перспективе на фоне большого храма и холмистого пейзажа вдалеке. Геометрическим центром является открытая двойная дверь храма, знак полной гармонии архитектуры и природы.Фигуры располагаются будто случайно в безукоризненной простоте вдоль нескольких тщательно обдуманных полуокружностей, повторяющих форму купола и форму самой доски. Над всем царит благодать, смутно окутанная грустью:лица не обременены заботами, все чувства уравновешены, спокойны даже отвергнутые претенденты, ломающие посохи. Ничто не нарушает кристально сбалансированной композиции , которой Рафаэль положил начало своей самостоятельной стилистической зрелости. Большой храм созвучен архитектурным дискуссиям того времени, касающимися центрических церквей:очевидно его сходство с такими сооружениями Браманте, как церковь Сан Пьетро ин Монторио в Риме. Согласно ,,Золотой легенде,, , чудесно зацветший посох должен был указать на Иосифа как суженого Марии среди множества претендентов. Другие же ломают ставшие ненужными посохи, но Рафаэль избегает резких жестов или чрезмерного напряжения эмоций.