Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж андреа дель сартоРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНДРЕА дель САРТО

Мадонна с Младенцем, Святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем.Около 1513 г

Холст, масло, переведена с дерева.

Размеры:102-80см. На колесе подпись: ANDREA / DEL SARTO / FLORETINO / FACIEBAT (Aндреа дель Сарто флорентиец сделал).

Пост. в 1815 из собр. Гортензии Богарне, герцогини Сен Лё получившей картину по наследству после смерти матери, императрицы Жозефины, в 1814. Ранее: собр. графини де Верю; собр. графа де Морвиля; собр. герцога Таллара; собр. принца Виллема Гессен-Кассельского; после разгрома Касселя в 1806 Наполеон I поместил картину во дворец Мальмезон; собр. императрицы Жозефины во дворце Мальмезон.

Инв.№ГЭ 62

Традиционная схема «Святого собеседования» («Sacra conversazione») трактована Андреа дель Сарто совершенно по-новому. Мадонна со св. Елизаветой оживленно беседуют, сидя у придорожного камня. Рядом с ними — одетая по моде XVI в. св. Екатерина. Жанровая интонация отсылает к периоду кватроченто, но решение композиции свидетельствует о расцвете Высокого Возрождения. При переводе произведения с дерева на холст грунт был сохранен, исследование картины в отраженных инфракрасных лучах показало, что рисунок выполнен непосредственно на грунте, без использования предварительного картона, с которого методом припороха композиция могла бы быть переведена на дерево или холст. Линия является определяющей, в то время как лицо Марии проработано светотенью. Существенные изменения внесены в изображение Младенца. Первоначально ребенок прижимался к груди матери, а не закидывал голову назад. Именно в таком, окончательном положении взгляд Иисуса, обращенный к св. Екатерине, создает логическую связь между персонажами. Несмотря на существование подписи, Кроу и Кавальказелле (1864, 1914) считали, что эрмитажная картина (в литературе ее еще называют «Мадонна Таллар») — реплика произведения на аналогичный сюжет, хранящегося в Королевском замке Виндзора (в настоящее время находится в Хэмптон Корте), Боде (1882), напротив, утверждал, что картина из Эрмитажа — оригинал, а копия с него — в Виндзоре. Пентер (1883) не признавал эрмитажное произведение оригиналом, считая подпись «совершенно новой». В дальнейшем никто всерьез не оспаривал авторство Андреа дель Сарто, за исключением Френкеля (1935), полагавшего, что это работа последователя или позднего подражателя мастера, и Базена (1958), приписавшего картину кисти Пулиго. Композиция, аналогичная эрмитажной (без фигуры св. Екатерины), хранится в Национальной галерее Лондона (108 × 81). Большинство исследователей считало ее копией с эрмитажной картины (Waagen 1864, Freedberg 1972, 1975). По мнению Вагена, лондонский экземпляр выполнен Пулиго. Национальная галерея любезно предоставила в наше распоряжение снимки лондонской версии в отраженных инфракрасных лучах. Они подтверждают высокий профессиональный уровень произведения с хорошим рисунком (самое слабое место — руки Мадонны и Елизаветы). Изменен поворот головы Иоанна, которую художник слегка «приподнял» в той же плоскости по сравнению с первоначальным положением. Сопоставление снимков в отраженных инфракрасных лучах петербургской и лондонской работ не оставляет сомнений в превосходстве и оригинальности эрмитажного экземпляра. Это ясно, например, при сравнении переделок, в обоих случаях касающихся головы младенца Иоанна. Автор лондонской картины просто изменил уровень, на котором находилась голова; Андреа дель Сарто изменил не только уровень, но и ракурс, именно при таком решении Креститель стал смотреть на Христа и тянуться к нему. Намного тоньше лицо Марии в эрмитажной работе; тщательная прорисовка волос и покрывала достигается легким и точным штрихом, чего нельзя отметить в лондонской версии, которую справедливо считать вторичной. Иного мнения придерживаются Кейф (2001), а также Шмидт и Сайр (см.: Göttlich gemalt 2009), считая лондонскую картину прототипом петербургской. «Мадонну Таллар» датировали по- разному. Ваген (1864) — 1518, на основании стилистического сходства с «Милосердием» (Лувр, Париж); Кнапп (1907) — 1519, считая, что «Мадонна с Младенцем и святыми» могла быть выполнена во Франции; Бернсон (1938) — не позднее 1515. Команде (1952) — периодом 1511–1513. Фридберг (1961) высказал предположение, что картина написана в 1515–1516, а затем (1963) отнес ее к 1513 на основании стилистического сходства с «Рождеством Мадонны» (церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция) и «Милосердием» (Лувр, Париж), которое, по его мнению, было создано в конце 1513 — начале 1514. Не ясной осталась точка зрения Ширмена (1965): в одном месте (vol. 2, p. 215) исследователь пишет, что эрмитажная работа предшествует «Мадонне Корсини», в другом (р. 218), что «Мадонна Корсини» создана до эрмитажной картины. Среди ранних работ Андреа дель Сарто к стилистически однородной группе на тот же сюжет наряду с «Мадонной Таллар» принадлежат «Мадонна Корсини» (собр. лорда Эгремонта, Петворт Хауз) и «Мадонна с Младенцем и ангелами» (Лувр, Париж). Ни одна из них не датирована, но, как правило, их относят к 1513 — началу 1516. Из всех предлагаемых дат наиболее убедительной представляется 1513. Рисунок с изображением св. Екатерины хранится в Британском музее в Лондоне (красный мел. 33,5 × 21). Есть предположение, что моделью для фигуры Екатерины послужила жена художника Лукреция дель Феде. И. С. Григорьева (Итальянская живопись 1964) рассматривала рисунок как подготовительный к эрмитажному произведению, Бернсон (1938) и Фридберг (1963) — как более поздний, копирующий фигуру Екатерины на эрмитажной картине. Бернсон счел автором рисунка Доменико Пулиго. Такую возможность допускала Форлани Темпести (2002), но отвергали Пуонси (1964) и Ширмен (1965. Vol. 2. Р. 215).

Святое Семейство с Иоанном Крестителем.

Дерево, масло.

Размеры:129-100cм.

Пост. в 1919. Ранее: собр. графини Л. А. Мусиной-Пушкиной в Петербурге. Передана в «Антиквариат » (мастерская Андреа дель Сарто), возвращена в Эрмитаж в 1933.

Инв.№ГЭ6680

Композиция является вариантом так называемого «Св. семейства Медичи» (Галерея Палатина, Флоренция; инв. № 81. 129 × 105). Тип и поза Мадонны в обоих случаях повторены полностью, а вместо св. Елизаветы в эрмитажном варианте изображен св. Иосиф. Голова Иосифа — это голова мужской модели, использованной художником в трех версиях «Жертвоприношения Авраама» (с поворотом в другую сторону): Музей искусств, Кливленд; Картинная галерея, Дрезден; Прадо, Мадрид. В Эрмитаж картина поступила как копия с оригинала Андреа дель Сарто. В 1966 во время посещения Эрмитажа Д. Ширмен признал «Св. семейство» оригиналом, считавшимся ранее утерянным (см.: Shearman 1965. Vol. 2. Р. 290–291). По мнению Ширмена, описание Вазари произведения, созданного для Андреа Сертини, может быть отнесено к «Св. семейству», находящемуся в Эрмитаже: «…и для Андреа Сертини сделал другую картину, на которой Мадонна, Христос, св. Иоанн и св. Иосиф, выполненные с таким мастерством, которое всегда почиталось во Флоренции, и она заслужила огромной похвалы» (Vasari — Milanesi 1880. T. 5. P. 18). В примечании к этому тексту Миланези (nota 5) отмечает, что согласно Делла Валле эта картина была приобретена в Риме синьором Андреа Курти-Лепри. Фомичева (1971) предположила, что одна из двух картин Андреа дель Сарто в собр. канцлера А. А. Безбородко и есть эрмитажное «Св. Семейство», купленное Безбородко в 1790-е у Алессандро Курти-Лепри, и затем перешедшее в собр. графини Л. А. Мусиной-Пушкиной, урожденной Кушелевой-Безбородко. Однако петербургское «Св. Семейство» — не единственное произведение, соответствующее описанию Вазари. В собр. императрицы Жозефины находилась точно такая же композиция, правда меньшего размера (68 × 41), местонахождение которой в настоящее время не известно (см.: Pougetoux 2003. P. 107. N 3). Фомичева датировала «Св. семейство» примерно 1529 на основании стилистической близости к «Св. семейству Боргерини» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Милосердию» (Национальная галерея, Вашингтон) и сочла, что рисунок ног и рук, держащих свиток (инв. № 631е), из Кабинета рисунков Галереи Уффици во Флоренции — подготовительная штудия к эрмитажной картине.

АНДРЕА дель САРТО (копия XVIвека)

Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем.

Холст, масло.

Размеры:94-93 см.

Приобретена в 1852г. из собрания Шевалье в Париже.

Инв.№ГЭ1497

Подписная картина Андреа дель Сарто «Св. семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» хранится в Лувре, Париж (108 × 88). Она считается оригиналом, но Ширмен (1965) рассматривал ее как копию с несохранившегося оригинала. Существовало много копий с луврского произведения, в настоящее время в основном утерянных. Одна из них, тондо диаметром 92 см из собр. Строгановых, проходила на аукционе «Лепке» в 1931 (Sold Berlin, Lepke Gallery, 1931, 12–13 V. N 30). Другая находилась ранее в Лондоне (Бриджуотер Хауз, № 22). Ваген (1864) причислил эрмитажное «Св. семейство» к собственноручным работам мастера, но Боде (1882), Пентер (1883) и Харк (1896) считали его копией. До 1899 картина входила в каталоги Эрмитажа как работа Андреа дель Сарто, затем — как копия с луврской картины.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024