(РАМЕНГИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА) БАНЬЯКАВАЛЛО Младший
Обручение святой Екатерины.Около 1563 г.
Дерево, масло.
Размеры: 97-77 см. Основа состоит из двух досок. По склейке досок и по трещине — пять креплений в виде «ласточкиного хвоста» и две врезные сквозные шпонки. На ленте вокруг креста Иоанна Крестителя: Ессе Agnus Dei (Се агнец Божий. — Ин 1: 29, 36).
Происхождение: пост. в 1901 из собр. М. А. Ложкиной в Петербурге. Передана в «Антиквариат», возвращена в Эрмитаж в 1931.
Инв.№ГЭ2459
LA, CL XXII.
Поступила в Эрмитаж как произведение болонского художника Лоренцо Сабатини (1530? — 1576) и под этим именем вошла в каталоги музея 1909, 1912, 1916, 1958 и 1976. В Кат. 1994 — Андреа Сабатини. Автором картины является Баньякавалло Младший. Атрибуция была сделана Тумидеи (2002), который отметил тенденцию к архаизации в эрмитажной картине, но не датировал ее. В Национальной пинакотеке Болоньи хранится большая подписанная работа Раменги «Обручение св. Екатерины» (инв. № 92), документированная 1563. Здесь голова св. Екатерины, повернутая в профиль, повторяет голову той же святой в петербургском «Обручении», а перед девой в обоих случаях стоит маленький Иоанн Креститель с крестом, вокруг которого обвит свиток. Тот же образ святой мастер использовал и в другом «Обручении св. Екатерины», также из Национальной пинакотеки в Болонье (инв. № 541. 217 × 144; картину датируют 1563), и в двух картинах на тот же сюжет из частных собр., опубликованных Самбо как работа Раменги (см.: Sambo 1986. Tav. 39, 43). Во всех случаях на голове Екатерины изображена характерная корона с острыми зубцами. Возможная датировка эрмитажной картины на основании близости к болонскому «Обручению», по мнению Даниели (устно, 2010), также примерно 1563.