ФРА БАРТОЛОМЕО
Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами. 1515 г.
Холст (переведена с дерева), темпера.
Размеры: 130-130 см., При переводе с дерева на холст авторский грунт не был сохранен, в результате чего живопись сильно пострадала. Переводной грунт — с большими заломами. Над головой Мадонны надпись и дата: MATER DEI/1515 (Матерь Божья/1515). Слева внизу подпись: BART.FLORN. ORD .PĎICATORVM (Барт[оломео] Флорен[тиец] орд[ен] Проповедников). Справа внизу остаток надписи: ВOˇ Р / F
Поступила в 1772 из собрания Л. А. Кроза барона де Тьера в Париже. Ранее: собр. Пьера Кроза в Париже; собр. маркиза дю Шателя в Париже.
Инв.№ГЭ82
Несмотря на существование подписи, в каталоге собр. Кроза 1740 картина была включена под именем Скидони (см.: Stuffmann 1968). В Recueil Crozat 1763 гравирована Ш. Симмоно под именем фра Бартоломео. До 1911 картина входила во все описи и каталоги Эрмитажа как работа фра Бартоломео. В Кат. 1911 и 1912 включена как произведение школы фра Бартоломео, что было вызвано, очевидно, плохой сохранностью произведения. Боде (1882) отметил, что Эрмитаж — один из немногих музеев за пределами Италии, обладающих подлинным произведением фра Бартоломео. Кроу и Кавальказелле (1864, 1914) упоминают, что эрмитажная «Мадонна с Младенцем» является вариантом фресок, созданных художником в монастыре Сан Марко во Флоренции и в приюте Санта Маддалена в Пьянди-Муньоне. Однако это справедливо лишь отчасти. Все работы, о которых идет речь, написаны в технике фрески на один сюжет — «Мадонна с Младенцем». Те, что происходят из приюта Санта Маддалена (в настоящее время — Музей Сан Марко, Флоренция), датируются 1514, два тондо из Музея Сан Марко — примерно тем же временем, что и эрмитажное произведение, с которым все названные флорентийские работы обнаруживают близкое стилистическое сходство. Более того, в одной из них (119 × 89,5) Младенец почти полностью повторяет Иисуса на петербургской картине. Главное отличие состоит в том, что во всех фресках фра Бартоломео вслед за Рафаэлем («Мадонна Темпи», «Мадонна Колонна», «Мадонна делла седиа») изображает ребенка, прильнувшего к щеке матери, которая склоняется к нему. На эрмитажном полотне Мадонна смотрит не на сына, а в другую сторону. Это величавое движение придает полотну совсем иное звучание: Мария здесь не столько мать, сколько владычица, прославляемая окружающими ее ангелами. В то же время существует и вторая иконографическая линия: Мадонна, сидящая на земле, относится к типу «Madonna dell’Umiltá» . В Кабинете рисунков Галереи Уффици, Флоренция, хранятся подготовительные наброски к эрмитажной композиции, выполненные сангиной (инв. № 492е и 1207е). Кнапп (1903) первым связал второй набросок с эрмитажной картиной.
ФРА БАРТОЛОМЕО,круг.
Святое семейство.
Холст, масло.
Размеры: 110-76,5 см.
Поступила до 1859; передана в Аничков дворец в Петербурге; возвращена в Эрмитаж в 1920.
Инв.№ГЭ2305
Картина поступила как произведение неизвестного итальянского мастера XVI в. М. И. Щербачева определила «Св. семейство» как работу Андреа Брешианино, ее мнение учтено в Кат. 1958 и 1976. В Кат. 1994 картина включена с атрибуцией «круг фра Бартоломео», поскольку, хотя Брешианино среди прочих влияний испытал и воздействие искусства фра Бартоломео, в этой работе не ощущается влияния живописи сиенской школы, к которой принадлежал Брешианино. Представляется более правильным отнести картину к кругу фра Бартоломео. Композиция, образы и отдельные детали эрмитажного произведения восходят к работам фра Бартоломео «Св. семейство» (Национальная галерея старого искусства, Рим), «Св. семейство» (Галерея Палатина, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна с Младенцем, св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (собр. Кука, Ричмонд).