Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная якопо дель селлайоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЯКОПО дель СЕЛЛАЙО

Мертвый Христос со святыми Франциском, Иеронимом и ангелом.

Дерево, темпера.

Размеры:65-98 см. На обороте доски сургучная печать с надписью: Berlin Keiserliche Museen.

Пост. в 1969 из Музея религии и атеизма в Ленинграде. Ранее: Императорские музеи Берлина (печать на обороте); попала в Ленинград в числе трофейных произведений, вывезенных из Германии после Великой Отечественной войны.

Инв.№ ЗКР 712

С иконографической точки зрения, художник изображает не традиционное оплакивание, а скорее вариант Imago Pietatis, когда мертвый Христос изображался сидящим или стоящим в гробу, а его поддерживали Мария и Иоанн (в данном случае — ангел). Мертвый Иисус — это одновременно и распятый Спаситель, святые поклоняются ему, как преклоняются перед распятием. Картина поступила в Эрмитаж с определением «итальянская школа», без имени художника и времени ее создания. Определена как работа Якопо дель Селлайо Кустодиевой (2004, 2005) на основании стилистической близости к ряду работ мастера — таких, как «Пиетá» (воспр.: Berenson 1963. Pl. 1101; местонахождение не известно); «Раскаяние св. Иеронима со сценами из жизни святых» (собр. Расини, Милан); доска кассона с историей Орфея и Эвридики (Музей западноевропейского искусства, Киев); «Встреча Иисуса с Иоанном Крестителем» (Картинная галерея, Берлин). Облик св. Иеронима выдает воздействие искусства Доменико Гирландайо, но сама фигура скопирована с одноименного персонажа в одной из сцен пределлы алтаря «Коронование Мадонны» Боттичелли (Галерея Уффици, Флоренция), выполненного для монастыря Сан Марко между 1488 и 1490. Таким образом, эрмитажная картина Селлайо может быть отнесена к позднему периоду творчества, в промежутке между 1490 и 1493.

Пиетá (Мадонна, скорбящая над телом Христа).

Холст (переведена с дерева в 1889 А. Сидоровым), темпера.

Размеры:87-56 см.Над головой Христа дощечка с надписью: I N R I — сокращенно от Iesus Nazarenus Rex Iuadeorum (Иисус Назорей, Царь Иудейский. — Ин 19: 19).

Пост. в 1919 из Мраморного дворца в Петрограде. Ранее: собр. великого князя Константина Константиновича в Петербурге.

Инв. №ГЭ5512

В данном случае художник обратился к образу Мадонны, одиноко скорбящей о мертвом Христе («pietá» в переводе с итальянского — «жалость»). Подобный тип композиции с фигурой Христа, сидящего на краю саркофага в позе живого человека, был распространен на севере Италии, особенно в Венеции, и редко встречался в живописи Флоренции. В собр. великого князя Константина Константиновича картина считалась произведением Андреа Мантеньи. В каталог выставки 1908 включена как работа неизвестного флорентийского художника XV в. Липгарт (1908) первым справедливо указал на близость типов Христа и Марии к типам «Распятия со святыми» Селлайо (церковь Сан Фредиано, Флоренция) и отнес картину к флорентийской школе. При этом он сделал оговорку, что «„Pietá“ гораздо выше работ посредственного художника, каким был Селлайо». Позднее Липгарт (1910) привел мнение Бирнбаума, считавшего, что «Оплакивание Христа» является работой ученика Боттичелли, веронца Фальконетто. Шмидт (1909) со- глашался с тем, что картина не может быть приписана Мантенье, и усматривал в ней работу скорее североитальянского, чем флорентийского мастера. На выставке 1920 картина экспонировалась как произведение Селлайо. С той же атрибуцией включена в каталог выставки 1922 с указанием, что атрибуция принадлежит Липгарту. Авторство Селлайо было принято Л. Вентури (1912), Воиновым (1922), Бернсоном (1963). А. Вентури (устно, 1926) назвал в качестве возможного автора Кола дель Аматриче. По аналогии с «Распятием со святыми» из церкви Сан Фредиано эрмитажная картина может быть датирована временем ок. 1490.

Мадонна с Младенцем.

Дерево, темпера.

Размеры:70-40, в обрамлении - 115-70; верх закруглен Доска составляет единое целое со старой рамой, в нижней части которой — стертый, нечитаемый герб.

Пост. в 1926 г. из Строгановского дворца-музея в Ленинграде.

Инв.№ГЭ4166

В Описи Строгановского дворца 1922 картина числилась произведением неизвестного художника. В инвентарь Эрмитажа включена как работа флорентийского мастера XV в. М. И. Щербачева (устно) считала, что произведение может быть отнесено к кругу Боттичелли. В Кат. 1994 автором значится неизвестный художник флорентийской школы второй половины XV в. В процессе реставрации, проведенной в 2009–2011 Н. В. Малиновским, был удален поздний синий цвет, покрывавший плащ Марии, который на самом деле оказался коричневатым, напоминающим гризайль. Изменилось лицо Мадонны (ее щеки были грубо подкрашены в период поздних реставраций) — оно тоже оказалось почти монохромным. Смягчились резкие складки туники Младенца. Проступила конха трона в правой части композиции. Осталась явно не авторская гравировка на браслетах, украшающих предплечье и запястье руки Иисуса. Судя по композиции, картина была рассчитана на рассмотрение ее снизу; возможно, она висела над надгробием или была вотивным произведением, помещенным либо на колонне, либо на столбе по желанию заказчика, остатки фамильного герба которого сохранились на раме. Автор данного каталога подтверждает свою точку зрения, высказанную ранее (Кустодиева 2004; Kustodieva 2005): создатель эрмитажной картины — Якопо дель Селлайо. В этом убеждает сравнение ее с рядом известных произведений мастера — «Мадонна с Младенцем и ангелами» (Музей искусств, Филадельфия), «Поклонение Младенцу Христу» (Гале- рея Палатина, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и ангелами» (Академия изобразительных искусств, Вена). Композиционно работа восходит к ряду «Мадонн» Боттичелли, созданных в конце 1460-х («Мадонна делла лоджиа», Галерея Уффици, Флоренция; инв. № 8. 72 × 50; «Мадонна дель розетто», Лувр, Париж; инв. № 286; 90,7 × 67; «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем», собр. Эпштейна, Чикаго). Влияние Боттичелли, которое особенно сильно сказывалось на творчестве Селлайо в конце 1470-х — начале 1480-х, позволяет отнести эрмитажную картину к этому периоду деятельности Якопо.

Апостол Иоанн. Около 1490 г.

Створка полиптиха.

Дерево, темпера.

Размеры: 147-51 см., верх закруглен.

Пост. в 1926 г. из Строгановского дворца-музея в Ленинграде.

Инв.№ГЭ4127, парная к ГЭ4125

Створки поступили в музей как произведения Якопо дель Селлайо. Щербачева (1958) отметила, что Мадонна (с иным поворотом головы и жестом рук) и Иоанн (за исключением движения рук и расположения складок плаща) повторяют аналогичные фигуры в «Распятии со святыми» Якопо из церкви Сан Фредиано во Флоренции. Она же датировала эрмитажные работы временем ок. 1490, усмотрев в них бóльшее влияние Доменико Гирландайо, чем Боттичелли, что характерно для поздних работ Селлайо.

Скорбящая Мадонна. Ок.1490г.

Створка полиптиха.

Дерево, темпера.

Размеры:148-51 см; верх закруглен; Основа состоит из двух досок.

Пост. в 1926 г. из Строгановского дворца-музея.

Инв.№ ГЭ4125, парная к ГЭ4127

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024