ПЬЕРО ди КОЗИМО
Поклонение Младенцу Христу.
Холст, масло. Переведена с дерева в 1839 г.
Размеры: диаметр 141 см; тондо. Переведена на холст квадратной формы, углы закрашены.
Пост. в 1829 из собр. Гортензии Богарне, герцогини Сен-Лё, получившей картину по наследству после смерти матери, Жозефины, в 1814. Ранее: приобретена императрицей Жозефиной при посредничестве маршана Г. Ж. Константина в 1809; собр. императрицы Жозефины во дворце Мальмезон близ Парижа.
Инв.№ ГЭ 54
Картина поступила в Эрмитаж как произведение Ридольфо Гирландайо. Кроу и Кавальказелле (1864, 1914) считали, что она могла быть создана Франчабиджо или Буджардини. Имя Буджардини было принято в Эрмитаже, с этой атрибуцией картина вошла в каталоги 1869–1889. А. Вентури (1893) назвал ее автором Пьеро ди Козимо и сопоставил с римским вариантом (Галерея Боргезе; инв. № 63; дерево, темпера. Диаметр 140), считая эрмитажное тондо оригиналом, а римское — копией, а затем (1911) изменил мнение и стал рассматривать произведение из Галереи Боргезе как оригинал. Начиная с 1899 «Поклонение Младенцу Христу» вошло в каталоги Эрмитажа как произведение Пьеро ди Козимо. Копией с римского варианта эрмитажную картину считали Харк (1896), Хаберфельд (1900), Л. Вентури (1912), Бернсон (1932, 1963). Дуглас (1946) приписал обе версии художнику, условно обозначенному им Мастером Рождества из Боргезе (Maestro della Nativitá Borghese), при этом оригиналом счел тондо из Эрмитажа, а тондо из Боргезе — репликой. Капретти (Forlani Tempesti, Capretti 1996) поместила эрмитажную картину в раздел сомнительных атрибуций, а Джеронимус (2006) счел ее репликой с римского произведения. Херман-Фьоре (Botticelli e Filippino 2004) полагает, что трудно сравнивать эти картины из-за плохой сохранности эрмитажного полотна. Сомнения в подлинности эрмитажного экземпляра могут объясняться тем, что картина сильно переписана. Части, сохранившиеся лучше, особенно второй план, свидетельствуют о высоком уровне исполнения. Почти все исследователи считают вариант из Галереи Боргезе поздней работой художника, созданной после 1510. Эрмитажное тондо только Кнапп (1899) относил к 1497; Фридберг (1961) датировал началом 1500; такой же датировки — примерно 1500 — придерживалась Баччи (1966). В обоих тондо — эрмитажном и римском — мастер воспроизвел одну и ту же композицию с незначительными изменениями, касающимися, в первую очередь, пейзажа, виднеющегося в проеме двери: в римской картине нет камней, которые изображены в правой части эрмитажного полотна, около музицирующих ангелов.
Святое семейство с ангелами.
Холст, масло.
Размеры: диаметр 152 см; тондо.
Пост. в 1921 из ГМФ. Ранее: собр. великой княгини Марии Николаевны на вилле Кварто близ Флоренции; собр. князей Л.М. и Е.Л. Кочубей в Петербурге.
Инв.№ ГЭ 5563
Ваген (1864) назвал автором картины Беккафуми и считал ее одним из лучших произведений раннего периода мастера. Липгарт (1912), упоминая, что А. и Л. Вентури приписали картину Франческо Граначчи, отнес ее к флорентийской школе и датировал ок. 1500. В Эрмитаж картина поступила как произведение Граначчи. В Кат. 1958 включена как копия XVI в. с работы Пьеро ди Козимо, а в Кат. 1976 — как произведение самого мастера. Оригиналом Пьеро эрмитажное тон- до считали Баччи (1966, 1976), Аббати (1968), Э. Фей (устно). Аббати полагал, что «Св. семейство» — одно из поздних произведений мастера, свидетельствующее о контактах художника с фра Бартоломео (фигура св. Иосифа) и Граначчи (ангелы и фигуры на втором плане) и созданное в середине 1510-х. Картину можно датировать временем ок. 1520 на основании сравнения с поздними произведениями мастера — в частности, с «Мадонной с Младенцем и ангелами» (Центр искусств Филбрук, Тулса, Оклахома), которую Шепли датировала ок. 1520 (см.: Shapley 1968. Р. 120). В собр. Харрах в замке Рорау (близ Вены) хранилась слегка измененная уменьшенная копия (диаметр 96) с эрмитажного тондо. Позднее, 17 марта 1982, она проходила на аукционе Доротеум в Вене (лот 338). Капретти (Forlani Tempesti, Capretti 1996) предложила датировать картину 1515–1520, а Джеронимус (2006) — 1515–1518.
ПЬЕРО ди КОЗИМО, круг
Поклонение пастухов.
Холст, масло. Переведена с дерева.
Размеры: диаметр 85,5 см; тондо.
Пост. в 1919 из Мраморного дворца в Петрограде. Ранее: собр. великого князя Константина Константиновича в Петербурге.
Инв.№ ГЭ6052
Лк 2: 8–20.
На выставке 1922 «Поклонение пастухов» экспонировалось как произведение подражателя Луки Синьорелли, но в каталоге этой выставки отмечено, что Э. К. Липгарт склонен видеть в картине произведение круга Пьеро ди Козимо. В пользу мнения Липгарта свидетельствует то, что композиция создана под впечатлением «Алтаря Портинари» Гуго ван дер Гуса (Галерея Уффици, Флоренция), воздействие которого испытал на себе Пьеро ди Козимо. Работа нидерландcкого мастера подсказала позу Мадонны, характер складок ее одежды и образы пастухов. В то же время проработка форм выдает близкое соприкосновение с искусством Синьорелли, повлиявшего на Пьеро ди Козимо. Тондо может быть датировано временем ок. 1500.