ДОМЕНИКО ПУЛИГО
Святая Варвара. 1520-е
Холст, масло. Переведена с дерева в 1817 г.
Размеры: 91,7-69,8 см.
Пост. в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера в Париже. Ранее: собр. Пьера Кроза в Париже; собр. маркиза дю Шателя в Париже.
Инв.№ ГЭ 1477
В каталоге собрания П. Кроза 1740 картина значилась произведением Себастьяно дель Пьомбо (см.: Stuffmann 1968), но уже в каталог 1755 включена как работа Андреа дель Сарто, так же — в инвентаре Троншена 1772 (№ 3). С этой атрибуцией поступила в Эрмитаж. Пентер (1883) считал «Св. Варвару» работой посредственного подражателя Андреа дель Сарто. Гинесс (1899) и Клапп (1916) предположительно приписывали картину Андреа дель Сарто. Кроу и Кавальказелле (1864, 1914) определили произведение как возможную работу Бакиакки, не аргументируя своего мнения. Мюндлер считал, что автором «Св. Варвары» мог быть Беккафуми (см.: Bode 1882). В каталоги Эрмитажа 1863–1895 картина внесена как произведение Андреа дель Сарто со знаком вопроса, в каталоги 1900–1909 — как работа Понтормо со знаком вопроса, начиная с Кат. 1911 — Пулиго. Бернсон (1932) назвал автором эрмитажного произведения Пулиго и подтвердил свою точку зрения (1938) сравнением с такими работами мастера, как «Мария Магдалина» (Галерея Боргезе, Рим) и «Мадонна с Младенцем» (Палаццо Венеция, Рим). Атрибутируя картину Пулиго, Бернсон (1938) ссылался на упоминание Вазари о работе этого художника: «Написал также картину с Барбары Фьорентины, в то время знаменитой прекрасной куртизанки, любимой многими не только за красоту, но также за прекрасное музицирование и божественное пение» (Vasari — Milanesi 1879. T. 4. P. 465). Об этом же портрете писал Боргини в 1584: «Написал много портретов, и среди них портрет Барбары Фьорентины, знаменитой в свое время флорентийской куртизанки, любимой многими не только за красоту, но и потому, что она прекрасно пела и музицировала. Этот портрет сегодня у Джовамбаттисты Дети, и поскольку на портрете у нее в руке были ноты, то, что- бы угодить даме, в чьей комнате портрет висел, Дети просил художника заменить ноты символами святой Лючии» (см.: Borghini 1807. Vol. 3. P. 190– 191). Замечание Боргини о том, что Пулиго прибавил символы св. Лючии, Бернсон считал ошибочными. Мнение Бернсона, что Вазари упоминал картину, находящуюся теперь в Эрмитаже, разделял Кольнаги (см.: Domenico Puligo 2002). «Св. Варвара» написана, несомненно, под влиянием Понтормо. Ширмен (1965) полагал, что рисунок женской фигуры Понтормо (Кабинет рисунков Галереи Уффици, Флоренция; инв. № 647е; красный мел. 24,1 × 20,3) оказал большое влияние на тосканский портрет XVI в., и в качестве примера привел эрмитажную картину. Версия эрмитажной картины с изображением той же модели, но в образе Марии Магдалины (в руках вместо башни — сосуд) хранится в Национальной галерее Канады в Оттаве. «Женский портрет в образе Магдалины» из Оттавы Капретти датирует ок. 1520–1525, считая, что он предшествует эрмитажному, «более завершенному» (Leonardo da Vinci, Michelangelo 2005). По стилистическим особенностям эрмитажная картина может быть датирована 1520-ми.