Псевдо - ПЬЕР ФРАНЧЕСКО ФЬОРЕНТИНО
Мадонна с Младенцем, ангелом и святым Августином.
Дерево, темпера.
Размеры: 73-44 см.; верх закруглен Основа паркетирована. Живопись не доходит до краев доски на 0,5 см. Верхние углы без грунта. С обратной стороны в центре на месте трещины в сучке вставлены две деревянные планки.
Пост. в 1919 из ООП. Ранее: собр. А. А. Воейко- ва в Петербурге.
Инв.№ГЭ 5516
Имя Псевдо-Пьер Франческо Фьорентино было предложено Бернсоном (см.: Berenson 1932-I. P. 692–696) для большой группы работ, выполненных одним мастером или в одной мастерской. Исторически существовал Пьер Франческо Фьорентино (1444/45– 1497), но стиль его отличается от стиля работ условного мастера, которого в настоящее время пытаются отождествить с Пьером ди Лоренцо ди Пратезе (1410/14–1487; см.: Strehlke 2004. P. 367). Картины Псевдо-Пьера Франческо базируются в основном на произведениях фра Филиппо Липпи или Пезеллино, иногда повторяя образы и мотивы этих художников в различных сочетаниях. Возможно, часто использовался один картон, с которого живопись переводилась на доску при помощи припороха. Эрмитажная версия восходит к «Мадонне с Младенцем» Пезеллино (Музей изящных искусств, Лион; дерево, темпера. 64 × 45). Художник повторил главные персонажи, заменил мраморную нишу золотым фоном, в пальчики правой руки ребенка вложил золотое кольцо — символ власти (см.: Холл 1999. С. 302) и ввел еще две фигуры — св. Августина и младенца Иоанна. Последний повторяет фигуру ангела из «Благовещения» фра Филиппо Липпи (Старая пинакотека, Мюнхен). Существует ряд композиций, аналогичных эрмитажной: Галерея искусств Уолтерс, Балтимор; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Национальная галерея, Вашингтон (на фоне роз); Музей искусств, Филадельфия (на фоне роз) и др. Эрмитажная картина не относится к числу лучших образцов в этом ряду. В собр. Воейкова картина считалась произведением тосканского художника XV в. Липгарт назвал ее автором Пьера Франческо Фьорентино (каталог выставки 1922). Та же атрибуция — в Кат. 1958 и 1976. В Кат. 1994 — подражатель Липпи-Пезеллино, как называл Псевдо-Пьера Франческо Фьорентино Дзери (см.: Zeri 1976-I. P. 80).
Псевдо - ПЬЕР ФРАНЧЕСКО ФЬОРЕНТИНО, мастерская
Поклонение Младенцу Христу.
Дерево, темпера.
Размеры: 48-37 см.
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде. Ранее: собр. графов Строгановых.
Инв.№ ГЭ 4160
Композиция с Мадонной, поклоняющейся Христу, и тремя ангелами, двое из которых поддерживают Младенца, восходит к утерянной ныне центральной части триптиха, заказанного Джованни Медичи флорентийцу фра Филиппо Липпи в качестве подношения неаполитанскому королю Альфонсо. Проект алтаря и рамы был сделан художником летом 1457, в мае 1458 триптих уже находился в Неаполе (см.: Ruda 1993. Pl. 387). В картине Липпи сцена поклонения разворачивалась на фоне лесного пейзажа. Еще одно подписное «Поклонение Младенцу в лесу» (Картинная галерея, Берлин) фра Филиппо Липпи создал для капеллы в палаццо МедичиРиккарди во Флоренции ок. 1459. На первоначальном месте в настоящее время находится копия, выполненная Псевдо-Пьером Франческо. В эрмитажном произведении художник упростил композицию, ограничившись фигурами Мадонны (с положением рук, заимствованным из берлинского алтаря) и трех ангелов на золотом гравированном фоне. Существует большое количество версий данной композиции. К петербургской особенно близки картины из Музея искусств в Филадельфии (с двумя ангелами), Музея в Кливленде, Музея Фитцуильям в Кембридже и др. В Описи Строгановского дворца 1922 картина значилась произведением неизвестного мастера. В Кат. 1958 и Кат. 1976 включена как работа школы Пьера Франческо Фьорентино. В Кат. 1994 автором назван подражатель Липпи Пезеллино. Качество живописи заставляет предположить, что картина выполнена не самим художником, носящим условное имя Подражатель Липпи-Пезеллино или Псевдо-Пьер Франческо Фьорентино, а его мастерской.