Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 13:16
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная орацио самаккиниРегистрацияВход
Меню сайта

 

ОРАЦИО САМАККИНИ

Крещение Христа. Нач. 1570-х

Дерево, масло.

Размеры:76-52 см.

Приобретена между 1774 и 1783 гг.

Инв.№ГЭ 1542

Мф 3: 13–17; Мк 1: 9–11; Лк 3: 21–22.

Произведение поступило как работа Франческо Сальвиати. Этот же мастер назван автором «Крещения Христа» и в Livret (1838). В дальнейшем в литературе картина не упоминается вплоть до Кат. 1958, куда включена под именем Дениса Кальварта (со знаком вопроса), та же атрибуция, но уже без вопросительного знака — в Кат. 1976. В Музее Лазаро Галдиано в Мадриде хранится такая же композиция (инв. № 8472; Холст, масло. 160 × 122), которая приписывалась и Денису Кальварту, и Педро де Кампанья. Картина очень высокого художественного уровня, обнаруживает влияние Микеланджело в подчеркнуто монументальной трактовке фигур и экспрессии поз, а также фламандские реминисценции в передаче пейзажа и предметов (чаша в руке Крестителя). Возможно, последнее обстоятельство и заставляло думать, как о возможных авторах, о художниках северного происхождения — Кальварте и Педро де Кампанья. Как работа Педро де Кампанья эрмитажная картина вошла в Cat. 1997 испанской живописи со ссылкой на то, что атрибуция была сделана Кустодиевой на основе сравнения с мадридским произведением. Точность рисунка, сложность поз, великолепный колорит этой большого размера маньеристической работы привлекал к ней внимание многих современников, что подтверждается существованием ряда копий: в Музее Вилла Джуиниджи в Лукке (холст, масло. 310 × 208; эта картина, довольно слабая, приписывается Алессандро Арденти, 1559–1595); в Музее Давиа Барджеллини в Болонье (холст, масло. 69,5 × 52; приписывалась Денису Кальварту); в собр. герцога Ньюкастла (приписывалась Баттиста Франко). Андреа Де Марки (письмо от 26.XI. 1990 хранителю Музея Лазаро Галдиано — Марианне Кано Куесто) счел, и, как представляется, достаточно убедительно, автором мадридской картины болонского художника Орацио Самаккини и датировал ее ок. 1570 — временем, когда Самаккини приехал в Парму, где познакомился с фресками Корреджо, влияние которого Де Марки усматривает в мягкой светотени. Мадридская картина и соответственно эрмитажная, которая, на наш взгляд, может быть эскизом к ней, сопоставимы с поздними произведениями Самаккини. Так, в композиции «Принесение во храм» (1575) в церкви Сан Джакомо Маджоре в Болонье профиль Марии такой же, как у ангела на первом плане в «Крещении Христа». Положение ног Христа на эрмитажной доске то же, что у ангела из «Благовещения» (Форли, Пинакотека). Подобный принцип построения можно отметить в «Короновании Мадонны» (ок. 1575; Национальная пинакотека, Болонья; дерево, масло. 390 × 225): по центральной оси располагаются главные действующие лица, остальные — фланкируют их; положение ног св. Феличе повторяет (в зеркальном отражении) положение ног Иоанна Крестителя на эрмитажной иконе. Во всех случаях сходна колористическая гамма с яркими желтыми и красными пятнами цвета. В названных работах художник отдает предпочтение гигантским фигурам в стиле Микеланджело, которые приходят на смену более ранним типам картин Самаккини в духе Банкавалло. В каталоге болонской Пинакотеки (La Pinacoteca Nazionale di Bologna 1987. N 170) отмечено, что в «Короновании Мадонны» ощутимы сильные тосканские влияния и знакомство с искусством Корреджо, начавшееся после появления Самаккини в Парме в 1570. Мадридский алтарь датируется примерно серединой 1570-х. Началом 1570-х можно датировать и петербургское произведение. Предположение, что эрмитажное «Крещение Христа» может быть не копией, а эскизом, основывается на его высоком живописном качестве, выгодно отличающем его от известных копий. Все детали разработаны мастером уже в подготовительном варианте, в окончательном несколько изменена растительность на первом плане справа, прибавлены нимб над головой Иоанна и сияние над головой Христа.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024