Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 29.03.2024, 00:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная неизвестный художник сиенской школы начала 14 векаРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

Неизвестный художник сиенской школы начала XIV века

Мадонна с Младенцем на троне и ангелами.

Сцены из жития Мадонны и Христа (в клеймах).

Дерево , темпера.

Размеры:193 - 120 см. Основа состоит из четырех досок, скрепленных двумя накладными планками, прибитыми коваными гвоздями. Нимбы Мадонны и Младенца сбиты. Многочисленные следы ожогов по нижнему краю, в нижней части центральной композиции и на клеймах. Картина была полностью переписана. В процессе реставрации раскрыт золотой фон, искаженный поздней записью, имитировавшей мозаику. Удалены многослойные записи с плаща Мадонны, в результате чего изменились контуры фигур Марии и Младенца, стала видна скрытая прежде левая нога Марии. Изменились контуры фигур ангелов. На свитке Иоанна Крестителя надпись: GENIM… / BAT… STE (…Креститель). На свитках в руках евангелистов надписи: у Матфея — ANO ME… D / ID… P… АTRE (год…); у Марка — FED… TE S / X… MATER S (верую в тебя святая Мать Христа с[паcительница?]); у Луки — SA.TU / LUCAS (святой Лука); у Иоанна — S IONS (св. Иоанн).

Пост. в 1923 из ГРМ в Петрограде. Ранее: до 1913 — собр. Н. П. Лихачева в Петербурге.

Инв.№ГЭ 6675

На центральном поле доски, имеющей треугольное завершение, представлена Мадонна византийского типа Oдигитрии, получившего в Италии широкое распространение в XIII–XIV вв. Специфическая итальянская черта: Младенец облачен не в царские одеж- ды, а в легкую прозрачную рубашечку. Трон с высокой спинкой и растительным орнаментом часто встречается в различных композициях «Maestá» в Тоскане в конце XIII — начале XIV столетия. В обрамлении вверху — благословляющий Христос, чуть ниже, слева — Мадонна, справа — Иоанн Креститель, три фигуры составляют группу «Деисус». На обрамлении слева, сверху вниз: евангелист Лука; в клеймах — Благо- вещение (Лк 1: 26–28); Встреча Марии с Елизаветой (Лк 1: 39–40); Рождество Христа (Лк 2: 7); Бегство в Египет (Мф 2: 14); внизу — евангелист Матфей. На обрамлении справа, сверху вниз: евангелист Иоанн; в клеймах — Поклонение волхвов (Мф 2: 11); Отрок Христос в Иерусалимском храме (Лк 2: 46); Святые жены у гроба Христа (Лк 24: 1–6); Вознесение Мадонны; внизу — евангелист Марк. В Списке Лихачева 1913 (см.: Лихачев 1993) отмечено: «Мадонна с Младенцем (Тоскана). Приобретена во Флоренции (конец XIV — начало XV в.)». В Эрмитаж поступила как работа итальянского мастера XIV в. Кустодиева (1994) отнесла ее предположительно к пизанской школе начала XIV столетия, но атрибуция Леоне де Кастрис (2003), который счел икону работой сиенского мастера ок. 1290 на основании сравнения ее с произведениями Дуччо, Меммо Филлипуччо и особенно со смальтами Гуччо ди Маннаиа, представляется на сегодняшний день более убедительной. Действительно, в первую очередь ангелы выдают сильное влияние Дуччо. Однако датировка ок. 1290 кажется слишком ранней, ей противоречит перспективная конструкция трона. На наш взгляд, правильнее отнести создание этого произведения к началу XIV столетия. Литература: Лихачев 1993. С. 237. № 2; Kustodieva 1994. P. 3–10; Leone de Castris 2003. P. 48.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024