АЛЬБЕР БАРТСОН
Вечер на Шельде.1895 г.
Холст, масло.
Размеры:189-297 см. Справа внизу подпись и дата: Alb. Baertsoen 95 На оборотной стороне наклейка с надписью: Albert Baertsoen Paris 3v De Bertier «Soir de Pêche» Valeur 10 000 fr. (Альберт Бартсон. Париж, Бертье 3. «Вечер. Рыбаки». Цена 10 000 франков.)
Поступила в 1957 из Куйбышевского райкома КПСС в Ленинграде. Ранее: собр. княгини М. К. Тенишевой в Петербурге.
Инв.№ГЭ 9816
В 1888 на выставках в Антверпене (Exposition 1888. N 36) и в 1889 в Париже (Exposition 1889. N 84) Бартсон показал большой пейзаж «Последние лучи. Рыбаки на Шельде» (Roger-Bally 1889). В Антверпене он был отмечен золотой медалью, в Париже — поощрительной премией («Mentions honorable »). Об успехе говорили и хвалебные рецензии: «Как художник прочувствовал этот спокойный трепет отражения, эту пугающую глубину, эту таинственную массу воды» (Lafenestre 1889. P. 56). Пейзажу предшествовал тщательно проработанный рисунок (Fierens-Gevaert 1910. P. 11), который в 1895 Бартсон вновь использовал, почти точно, кроме второстепенных деталей, повторив композицию «Последних лучей». Поэтому Мурей (1898) считал эрмитажную картину второй версией «Вечера на Шельде». В монографии Фиренс-Геверта (1910) воспроизведена эрмитажная картина, но ошибочно указано, что это она была на выставках в 1888 и 1889. В России Бартсона знали и высоко ценили. С. П. Дягилев в статье о Первой бельгийской художественной выставке в Петербурге (1898) и Москве (1899) жалел, что «в пейзаже отсутствует Бартсон, имевший прекрасное панно в прошлом Салоне, и вещами которого мы могли любоваться в одной из последних „Studio“» (Дягилев 1899. С. 19). Очевидно, по его инициативе пейзаж Бартсона оказался на международной выставке, организованной в январе 1899 журналом «Мир искусства» (его редактором был Дягилев) в училище А. Л. Штиглица в Петербурге. Это хоть как-то объясняет, почему в монографии Фиренс-Геверта владельцем картины назван Дягилев. Однако в другом месте той же монографии сказано, что она находится в собрании М. К. Тенишевой. М. К. Тенишева приобрела картину на выставке в Петербурге в 1899, где она продавалась за 2250 рублей.