ФЕРДИНАНД де БРАКЕЛЕР
Неистовство французов в Антверпене.
Слева внизу подпись и даты: F de Braekeleer ft 1827. et 1846
Холст, масло.
Размеры:109-137 см.
Поступила в 1922 из МАХ. Ранее: собр. графа Н. А. Кушелева- Безбородко в Петербурге (с 1862 по завещанию владельца — в МАХ). В 1929 выдана в «Антиквариат»; возвращена в 1931.
Инв.№ГЭ 3814
При поступлении в Эрмитаж картина была ошибочно названа «Неистовство испанцев в Антверпене» («De Spaanse Furie te Antwerpen»). 4 ноября 1576 испанские войска внезапно ворвались в Антверпен и разграбили его. К этому трагическому эпизоду Нидерландской революции обращались многие бельгийские художники, всегда акцентируя жестокость нападающих и беззащитность горожан. Так же трактовал его Бракелер в своей самой знаменитой работе «Неистовство испанцев в Антверпене»: «Художник показал столько знания дела, выразил такой ум и такую наблюдательность, что имя Бракелера вскоре сделалось одним из почетнейших художественных имен целой Европы» (Андреев 1864. С. 28). Первый вариант этой картины экспонировался в 1829 в Антверпене (Notice 1829. N 246), второй, увеличенный до монументальных размеров (474 × 687), — в брюссельском Салоне 1836 (ныне хранится в Королевском музее изящных искусств, Антверпен). Эрмитажная картина показывает героическое сопротивление горожан и поражение нападающих. Очевидно, что ее сюжет — «Неистовство французов в Антверпене» («De Franse Furie te Antwerpen»). В феврале 1582 претендент на престол Нидерландов герцог Франсуа Анжуйский (брат французского короля Генриха III, до 1576 герцог Алансонский) вступил в управление Нидерландами и вскоре был провозглашен герцогом Брабантским и графом Фландрским. Следствием стало всеобщее недовольство — большие города Фландрии и Брабанта отказались впустить нового правителя. Французы, напавшие на Антверпен 17 января 1583, встретили отчаянное сопротивление и c огромными потерями отступили. Сюжет подробно изложен в каталоге выставки 1827: «Захватив сторожевой пост у ворот Кипдорп, войска, собранные герцогом у города под предлогом смотра, беспрепятственно ворвались в город по главным улицам с криком: „Город захвачен, убивай, убивай“. Сначала лишь горсточка горожан осмелилась противостоять врагу, спешно вооружившись чем попало. Но затем тревога стала всеобщей. Собрались вооруженные толпы. Все разногласия были забыты, каждый был готов умереть. Французы встретили столь мощный отпор, что ворота, через которые они ворвались в город, скоро были завалены их телами. <…> Изображен первый момент борьбы — хорошо известный эпизод с пекарем, который, сразив всадника, вскочил на его коня и храбро сражался». (В старых публикациях картина иногда называлась «Пекарь».) Бракелер несколько изменил «хорошо известный эпизод»: «Пекарь, стоявший голым у плиты, услышав шум, выскочил на улицу и своей тяжелой лопатой сбил с лошади французского кавалериста. Потом он, как был голым, вскочил на лошадь и помчался по улицам, увлекая граждан в атаку и наводя ужас на врагов» (Motey 1862. S. 46). В 1827 показать обнаженным не мифологический или античный персонаж, а простого горожанина было невозможно. Накануне революции 1830 памятные события национальной истории в Бельгии приобретали особый смысл, что объясняет аббревиатуру под гербом Антверпена (справа внизу) S.P.Q.A. (Senatus Populusque Antverpiae — сенат и народ Антверпена). Эта модернизированная древнеримская формула S.P.Q.R. (сенат и народ Рима), символизирующая единство государственной власти и народа, характерна для памятников XIX в. Возможно, Бракелер собирался, как и в случае с «Неистовством испанцев в Антверпене», позднее увеличить картину до монументального размера, но, насколько известно, не сделал этого. Скорее всего, она оставалась у художника до 1846, когда он, что-то изменив в ней, поставил вторую дату. Ван Спилбек (1864) называл владельцем картины князя Голицына, но в русских источниках подтверждений этому нет.
Птичка вылетела.1849 г.
Слева внизу подпись и дата: Ferdinand de Braekeleer Antverpen 1849
Дерево, масло.
Рвзмеры:44-36,5 см.
Поступила в 1922 из МАХ. Ранее: собр. графа Н. А. Кушелева- Безбородко в Петербурге (с 1862 по завещанию владельца — в МАХ).
Инв.№ГЭ 3815
Стилизация морализирующей сцены, характерной для «малых голландцев», которые были образцом для Бракелера. Открытая клетка и вылетевшая птица — традиционные символы утраты невинности (Jonge 2002. P. 22–74). Зная это, легко «прочитать» изображенное — выразительный жест мужчины в сторону молодой пары на заднем плане и красноречиво сложенные руки на заметно округлившемся животе «девушки», выслушивающей мало для нее приятную отповедь партнера. Таких сцен с повторяющимися персонажами у Бракелера много. Эта же молодая пара изображена на картинах: «Влюбленные у колодца» (Sotheby’s. 1982. N 177); «Кермесса в деревне» (La Renaissance. 1840–1841. T. 2. Il. 8). Не исключено, что художник писал целые серии, что-то вроде нравоучительного романа с последовательным развитием сюжета.
Семейная сцена.
Справа внизу подпись: Fnd De Braekeleer
Дерево, масло.
Размеры:69-79 см.
Поступила в 1922 из МАХ. Ранее: собр. графа Н. А. Кушелева- Безбородко в Петербурге (с 1862 по завещанию владельца — в МАХ).
Инв.№ГЭ 3816
Бракелер начинал и прославился как автор исторических композиций, но особенно известным он стал благодаря таким бытовым сценам. «Фердинанд Бракелер создал почти особенный, свойственный ему род жанровой живописи, изображая сюжеты, постоянно проникнутые чувством, мыслью, и хотя все они имеют предметом сцены из обиходной, будничной жизни, по теплоте чувства и сердца, просвечивающие сквозь каждую черту, каждый мазок кисти этого прекрасного во всех отношениях живописца, делают для нас произведения его истинно драгоценными» (Андреев 1864. С. 28). О популярности художника у широкого зрителя достаточно свидетельствует оценка, данная Ф. М. Достоевским картине Бракелера на академической выставке 1861 (Указатель 1861. № 45): «Между жанристами первое место в нынешнем году принадлежит г. Бракелеру, который выставил картину „Ловля мышей“. Наивность этой сцены очаровательна; натяжки, придуманных эффектов — вовсе нет. Содержание картины так просто, так она оживлена сильным, хотя будничным интересом, что всякий зритель невольно улыбнется, но не улыбкой насмешки, а участия» (Достоевский 1979. С. 160). В 1861 «во уважение любви и познаний в художестве» Бракелер, «бельгийский исторический живописец и жанрист», был признан Почетным вольным общником петербургской Академии художеств (Петров 1866. С. 382; Кондаков 1914. С. 308). В России на выставках и в различных собраниях, начиная с личных коллекций членов императорской семьи, было около пятнадцати жанровых сцен Бракелера.