Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 27.04.2024, 01:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная дзаноби строцциРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДЗАНОБИ СТРОЦЦИ

Мадонна с Младенцем на троне.

Дерево (тополь), темпера.

Размеры: 89 - 42 см. верх закруглен Доска сильно изъедена жуком. На сфере в руке Младенца надпись: ASIA. AFRICHA. EVROPA

Происхождение: пост. в 1856, приобретена у антиквара Сайи.

Инв.№ГЭ 135

Христос предстает как вседержитель: в руках его сфера с названием трех континентов — Азии, Африки и Европы. Мадонна держит лилию — символ чистоты. Антиквар Сайи продавал картину как работу Мазаччо. Ваген (1864) счел автором произведения Козимо Росселли, его точка зрения нашла отражение в эрмитажных каталогах 1863–1888. Сомов включил произведение в Кат. 1889 под именем Алессио Бальдовинетти. Эта атрибуция со знаком вопроса сохранялась в каталогах 1900– 1909. Боде (1882) и А. Вентури (1899) отнесли «Мадонну с Младенцем» к школе фра Анджелико, отметив близость к Беноццо Гоццоли. Липгарт (Кат. 1912) счел автором картины мастера школы фра Анджелико. В «Списках» Бернсона (1932) петербургская доска не фигурирует, а позднее (1963) приписана Доменико ди Микелино (с долей сомнения). В Кат. 1958 и Кат. 1976 картина значится как созданная Беноццо Гоццоли (атрибуция Щербачевой). Э. Фей (письмо от 22.XII.1979) включил эрмитажное произведение в список работ Мастера Букингемской Мадонны. Мнение Фея нашло отражение в Кат. 1994. Псевдоним этого анонимного художника, ученика фра Анджелико, возник в связи с «Мадонной с Младенцем», хранящейся в Букингемском дворце. Его работы часто ассоциировали с произведениями других учеников фра Анджелико — Доменико ди Микелино и Дзаноби Строции. Единственная известная подписная картина Дзаноби — «Благовещение» из лондонской Национальной галереи. Подпись Строцци была обнаружена Гордон (1998). Исследовательница справедливо отметила стилистическое родство «Благовещения» с алтарем св. Иеронима (Музей Пти-Пале, Авиньон), особенно близким к эрмитажному произведению (об истории атрибуции авиньонского алтаря см.: Laclotte, Mognetti 1987. N 139). Нельзя не согласиться с мнением Гордон, что вряд ли авиньонский алтарь создан мастером, написавшим «Мадонну» из Букингемского дворца, отличающуюся более мягкой манерой живописи, хотя Палладино (Kanter, Palladino 2005) рассматривает и букингемскую «Мадонну» как работу Дзаноби Строцци. Таким образом, если «Благовещение» из Национальной галереи и авиньонский алтарь написаны Дзаноби Строцци, то, несомненно, он же — автор петербургской «Мадонны с Младенцем». Тип лиц Мадонны и Младенца, положение рук, лилия, изображенная с тем же наклоном, нимбы, трон с завершением в виде конхи с лепным украшением посередине, круглящиеся складки одежд, сфера, которую держит Иисус, — все это можно отметить в петербургской и авиньонской картинах. Гордон датирует алтарь св. Иеронима периодом между 1455 и 1457. Примерно к этому же времени можно отнести и эрмитажную композицию, созданную явно после лондонского «Благовещения» (ок. 1440–1445) и «Мадонны с Младенцем и ангелами» (1434– 1439) из Музея Сан Марко во Флоренции, так как в этих работах сильнее ощущается зависимость от образцов фра Анджелико. Палладино (Kanter, Palladino 2005) считает, что эрмитажная «Мадонна с Младенцем» Дзаноби Строцци была центральной доской алтаря, боковые створки которого — с изображениями святых Зиновия, Франциска, Антония Падуанского — хранятся в Галерее искусств Йельского университета, Нью-Хейвен; а с изображениями Иоанна Крестителя, св. Лаврентия и св. Николая — в собр. Хайд, Нью- Йорк. Размеры створок — 76,5 × 47 и 76,2 × 47,3. Кантер (Kanter, Palladino 2005) полагает, что внизу центральной доски, как и на боковых, была первоначально изображена мраморная ступень, впоследствии срезанная примерно на 7 см, а все три створки, в оригинале имев- шие арочное завершение, срезаны к тому же и в верхней части. Ковер под троном Мадонны, согласно Кантеру, спадал на мраморные ступени, на которых стоят святые, и его красные углы с золотой каймой видны в левых частях американских досок. Исследователь считает, что навершие посоха св. Зиновия имело продолжение на центральной доске, но позднее было скрыто записями. Изучение эрмитажной картины в рентгеновских и инфракрасных лучах не подтвердило это предположение. По мнению Кантера, алтарь, заказанный первоначально фра Анджелико, был передан им Дзаноби Строцци, а сам Анджелико принимал участие в создании пределлы, одна доска которой — «Поклонение Младенцу Христу» — находится в нью-йоркском Музее Метрополитен, а вторая — «Поклонение волхвов» — в лондонской Национальной галерее. Такое распределение работы между мастером и учеником представляется странным, поскольку противоречит правилам итальянских мастерских. Кантер датирует эрмитажную «Мадонну с Младенцем» 1417–1419 (см. каталог выставки: 2006 Firenze).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024