АЛЕССАНДРО ТИАРИНИ
Святое семейство со святым Франциском Ассизским, Иоанном Крестителем и архангелом Михаилом.
Холст, масло.
Размеры: 224 - 147 см.
Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: дворцовая капелла графов Мальвазия в Кастелло ди Панцано; собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.
Инв. № ГЭ 73
Картина идентифицируется с произведением Тиарини, упомянутым Мальвазией (1678, ed. 1844), которое было выполнено для дворцовой капеллы графов Мальвазия в Кастелло ди Панцано. В тексте говорится: «Nel nostro Castello di Panzano la bella tavola nella Cappella privata del Palagio, ove San Francesco bacia il piede a Gesù, sostenuto da Maria Vergine. S. Gioseffo e S. Michele » («В нашем замке в Панцано прекрасная картина в частной капелле, где св. Франциск целует ногу Христа, которого держит Дева Мария, со св. Иосифом и св. Михаилом»). В 1698 полотно Тиарини хранилось в коллекции Чезаре Альберто Мальвазии, младшего брата каноника Карло Чезаре (Morselli 1998). В каталоге коллекции Кроза 1740 (см.: Stuffmann 1968) это полотно приписано Лодовико Карраччи, но позже (Cat. Crozat 1755) оно уже значится работой Тиарини. Э. К. Липгарт (Кат. 1912) расценил картину как копию, в Кат. 1916 она не вошла. Несомненно, произведение обладает всеми характерными особенностями, свойственными живописи Тиарини: точный мастерский рисунок, холодноватый колорит, несколько жесткие контуры и суховатая манера передачи деталей. Ошибка Липгарта, возможно, была вызвана тем, что он не отождествил картину, описанную Карло Мальвазией, с эрмитажной и предполагал существование другого экземпляра. Однако уже на выставке 1920 (Петроград) было установлено, что это произведение Тиарини, заказанное графами Мальвазия для их замка в Панцано. Аналогичная картина меньших размеров проходила на аукционе Кристи в Лондоне 20 июля 1990 (лот 11), можно предположить, что она является подготовительным эскизом или авторским повторением (Pirondini, Roio, Negro 2000). Близость ряда мотивов в картине «Иоанн Креститель, Ирод и Иродиада» (собр. Нелсон Шенкс, Андалусия, Пенсильвания) позволяет датировать эрмитажное полотно временем ок. 1620. В. Гелфи (см.: Benati 2001) датирует картину между 1618 и первыми месяцами 1619. Известен рисунок Габриеля де Сент- Обена с композиции (Dacier 1909).