МОНСУ ДЕЗИДЕРИО
Архитектурный пейзаж с руиной. 1620-е
Холст, масло.
Размеры: 75 - 120 см.
Поступила в 1919 как дар В. Н. Аргутинского-Долгорукого из его собр. в Петрограде.
Инв. № ГЭ 6179
Ион 4: 5–11.
Слейс (1961) в эрмитажной картине увидел изображение эпизода из истории Иова (Ветхий Завет. Книга Иова 2: 8–9), что вызывало большие сомнения. В каталоге выставки (2004–2005 Metz) сюжет более правомерно связан с повествованием об Ионе. Извергнутый из чрева кита Иона сидит у стен Ниневии в ожидании решения судьбы города, который Господь, имевший намерение его разрушить, все же пощадил (Ветхий Завет. Книга пророка Ионы). Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного итальянского художника XVII в. В Кат. 1958 помещена под именем Дидье Барра, а в Кат. 1976 — как работа Монсу Дезидерио. Из художников, скрывавшихся под прозвищем Монсу Дезидерио, автором эрмитажной картины исследователями признан Франсуа де Номе. Эрмитажный «Архитектурный пейзаж с руиной» наиболее близок к картине «Лот, бегущий из Содома» (Галерея Палатина, Флоренция). Композиции построены по одному принципу: затененный передний план с силуэтом вертикальной руины (колонна, пилон или башня); на заднем плане ярко освещенные здания, преимущественно готических форм, вырисовывающиеся на фоне грозового неба; легкие вытянутых пропорций фигурки людей. Картина выполнена, по-видимому, в 1620-х.
Архитектурный пейзаж.
Холст, масло.
Размеры: 72 - 97 см.
Поступила в 1938 через ГЗК.
Инв. № ГЭ 8435
Тацит. Анналы, II, 1.
Изображенный в архитектурном пейзаже сюжет — «Отъезд Агриппы» (по Тациту) — определил Слейс (1961). В Кат. 1958 картина помещена как работа Франсуа де Номе, в Кат. 1976 — под именем Монсу Дезидерио. Суховатая манера, отличающая эрмитажную картину от достоверных произведений де Номе, не позволяет отнести ее к числу собственноручных работ мастера. Вероятно, она выполнена кем-либо из художников его мастерской, возможно даже Дидье Барра (1589? — после 1652) — у него есть изображения Венеции, которая узнается и в эрмитажной картине.
МОНСУ ДЕЗИДЕРИО, круг.
Пожар Трои.
Холст, масло.
Размеры: 71 - 92 см.
Поступила в 1931 из «Антиквариата». Ранее: собр. Мятлевых в Петербурге.
Инв. № ГЭ 8861
Вергилий. Энеида, II, 671–729.
С этим названием картина значится в списках передач картин из «Антиквариата» в Эрмитаж (Музейные распродажи 1928–1929 годов. 2006). Слейс (1961) подтвердил правильность определения сюжета. Одноименная картина Франсуа де Номе хранится в Национальном музее в Стокгольме (инв. № NM 6829). Картина обнаруживает сходство с работами Франсуа де Номе, но значительно уступает им в качестве, а потому может быть отнесена только к кругу этого мастера. Она не включалась в каталоги Эрмитажа именно по причине низкого уровня живописи.