Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 29.03.2024, 01:08
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная кристофоро мунариРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

КРИСТОФОРО МУНАРИ (?)

Натюрморт с книгами.

Холст, масло.

Размеры: 73,5 - 99,5 см.

Поступила в 1920 из павильона Марли в Петергофе, где находилась уже в конце 1730-х.

Инв. № ГЭ 1378, парная к ГЭ 1381

Парные картины, несомненно, задуманы как «единство противоположностей» — натюрморт «ученый» и натюрморт «кухонный» , возвышенный и низменный, духовный и материалистический. Около двух столетий они находились «в сенях у парадного входа» в Петергофском павильоне Марли. По-видимому, их не снимали с места, даже когда составлялась Опись 1859–1929, так как соответствующие ей номера проставлены на лицевой стороне, обычно же их ставили на обороте холста черной тушью. В описи, составленной Георгом Гзелем и Якобом Штелином в 1737 (см.: Штелин 1990; Каминская 1997), полотна значились «ординарными копиями с итальянского оригинала во вкусе Брюгена (Абрахама Брейгеля. — С. В.)», — подобно ряду других натюрмортов в описях Штелина. Когда картины поступили в Эрмитаж, они были отнесены к испанской школе. Рассматривалась возможность приписать их Хуану ван дер Хомену, но впоследствии их признали работами итальянской школы. Более всего картины напоминают подбором предметов произведения Кристофоро Мунари, например «Натюрморт с письменными принадлежностями » (ГМИИ, Москва, инв. № 4136). Однако трудно усмотреть полное сходство в живописном исполнении с московским полотном, принадлежность которого кисти Мунари несомненна, так как на нем есть полная подпись художника и его же монограмма «М» на печати, изображенной на столе. Можно было бы предположить, что возникновение эрмитажных парных натюрмортов приходится на самый ранний период творчества мастера — 1680-е и предшествует созданию более зрелого московского полотна, но Маркова (2002) относит последнее к раннему периоду — 1680–1695. Наличие аналогичной пары картин в мюнхенском частном собр. еще более затрудняет атрибуцию, так как они превосходят эрмитажные по художественному уровню. В обоих вариантах «Натюрморта с книгами» присутствует буква «М» (на одной из бумаг, лежащих на столе: «Al M / Mio Sig / Rom»), но этого недостаточно, чтобы усмотреть здесь монограмму Мунари, тем более что на раскрытой книге внизу на правой странице есть инициалы «PR».

Натюрморт с посудой.

Холст, масло.

Размеры:73,5 - 96 см.

Поступила в 1920 из павильона Марли в Петергофе, где находилась уже в конце 1730-х.

Инв. № ГЭ 1381, парная к ГЭ 1378

Картина близка к произведениям Кристофоро Мунари, особенно набором изображенных предметов, но нет полного стилистического сходства с ними. В описи картин, находившихся в павильоне Марли в Петергофе, составленной Георгом Гзелем и Якобом Штелином в 1737 (см.: Штелин 1990; Каминская 1997), сказано: «Натюрморт с бокалами, бутылью, хлебом и фарфоровыми тарелками. Копировано с итальянского оригинала во вкусе Брюгена (Абрахама Брейгеля. — С. В.)». Упоминания Брейгеля довольно часто встречаются у Штелина. По-видимому, это был один из немногих известных тогда натюрмортистов, работавших в Италии, но указание на копирование с итальянского оригинала весьма примечательно. Можно ли предполагать, что сам Штелин или швейцарский художник Г. Гзель, работавший в России и помогавший Штелину в составлении описей императорских коллекций, знали аналогичную пару натюрмортов, ныне принадлежащих частным лицам в Мюнхене? Они почти того же размера (70 × 95) и до мельчайших подробностей совпадают с эрмитажными. Мюнхенские картины превосходят эрмитажные по живописным достоинствам. Но не исключена вероятность того, что обе пары — авторские работы.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024