ОТТАВИО ВАННИНИ
Триумф Давида.
Холст, масло.
Размеры: 124,5 - 165 см.
Поступила в 1939 через ЛГЗК из собр. И. И. Дурново в Ленинграде.
Инв. № ГЭ 8447
1 Цар 17: 42–54.
Картина поступила как произведение неизвестного итальянского художника XVII в. Щербачева (1955) определила ее как работу Маттео Росселли, основываясь на близких вариантах композиции в Галерее Палатина, Флоренция, и в Лувре, Париж. С этой атрибуцией картина была включена в Кат. 1958 и Кат. 1976. Однако Фаини в 1965–1966 предложила атрибуцию Оттавио Ваннини (см.: Gheri 2007. P. 58). Маработтини (2004) отмечает высокие художественные достоинства эрмитажного полотна и высказывает предположение, что его заказчиком мог быть Андреа дель Россо, являвшийся главным меценатом Ваннини. Там же он приводит цитату из инвентаря, в которой упоминается «un David con la testa del gigante Golia e diverse altre figure intorno» («Давид с головой великана Голиафа и другими фигурами»). Он же упоминает маленькую реплику в списке работ мастерской Ваннини. Тем не менее Гери (2007) высказывает предположение, что действительным автором подобных композиций мог быть Антонио Руджери. Пальяруло (2012) поддерживает мнение Гери. Эрмитажная композиция очень близка произведениям Ваннини, особенно «Триумфу Давида» из собр. Марка Хаукохл, Хьюстон, вариантом которого она является. Сходны общее композиционное построение, позы и одежды основных персонажей, изображение крепости. Другой вариант композиции, большего размера (172 × 217,2), проходил на аукционе Кристи в Нью-Йорке 4 июня 2009 (лот 88) как произведение флорентийской школы XVII в., хотя ранее приписывался Оттавио Ваннини.