АЛЬВАРО ПИРЕЗ
Святой Георгий.
Дерево, темпера.
Размеры:53,5-20 см.размер живописной поверхности 50,4 × 12,5; фрагмент полиптиха Верх и низ доски закруглены. Доска сильно изъедена жуком. Частично утрачена резьба. Живопись сильно пострадала и в нижней части практически не сохранилась.
Пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге.
Инв.№ГЭ 2473
В каталоге выставки 1922 святой назван Михаилом. На самом деле это св. Георгий: Михаил изображается крылатым, и если меч мог быть атрибутом того и другого святого, то знамя с красным крестом по белому фону — только атрибутом св. Георгия. Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного северо-итальянского художника XIV в. В каталог выставки 1922 внесена как работа тосканского мастера конца XIV в. М. Лаклотт (1987) предложил имя Альваро Портогезе. Он же высказал мнение, что «Св. Георгий» из Эрмитажа входил в состав одного полиптиха, другими частями которого были доска с фигурой дьякона из Музея Пти-Пале в Авиньоне, доска с фигурой архангела Михаила из Галереи Вильденштайна в Нью-Йорке и две доски с изображением св. Стефана и св. Винцента из Городского собрания искусств Болоньи. Все они близки по размерам. Лаклотт в свою очередь сослался на Дзери (1973), который опубликовал эти работы (см.: Zeri 1973. P. 361–370). Действительно, св. Георгий во многом напоминает образы Альваро, в первую очередь св. Стефана и св. Винцента (Национальная пинакотека, Болонья). Cходство сказывается в постановке фигур, типе лиц, орнаменте нимбов, трактовке рук и складок одежды. Можно предположить, что «Св. Георгий», «Св. Стефан» и «Св. Винцент» являются фрагментами одного полиптиха. Совпадают формы обрамления, закругленного внизу и наверху, а также размеры по высоте — 53 см. Ширина каждой дощечки слегка отличается. Дзери приводит общую ширину болонских фрагментов — 33 см, причем доска с изображением св. Стефана несколько шире. Таким образом, ширина эрмитажного фрагмента — 20 см — не исключает предположения, что он входит в состав того же полиптиха. Дзери датирует болонские створки 1427–1430. По аналогии тем же временем может быть датирован и «Св. Георгий». Фрейлер предложил иную реконструкцию полиптиха: этот комплекс, относящийся ко второй половине 1420-х, мог происходить из церкви Сан Франческо в Вольтерре, где упоминался в источниках XVIII в. как доска, подписанная и датированная португальским мастером 1428 (Fehlman, Freuler 2002. P. 112–117).