Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 29.03.2024, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная андрей рублевРегистрацияВход
Меню сайта

 

МОСКВА

АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Троица. 1425-1427 гг.

Дерево, темпера.

Размеры:141,5- 114 см.

Из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, где была храмовой иконой в местном ряду.

Инв.№13012

До него и в Византии и на Руси известны были два рода изображения Троицы. Если преобладал средний ангел над другими, то в этом сказывался отголосок старинного взгляда, согласно которому Аврааму явился бог в сопровождении двух ангелов-спутников. Патриархальное, авторитарное понимание Троицы дает о себе знать и в той «Троице», которой Феофан украсил новгородский храм. Рядом с этим некоторые художники в изображениях Троицы тщетно пытались выразить мысль, что все три фигуры являются в равной степени изображениями Христа как второго лица Троицы, и ради чего всем им придавали крестчатые нимбы. Однако в этих Троицах ангелы не составляют духовного единства.

В иконе Рублева не только отдельные предметы являются символами, но и композиция, расположение фигур в иконе имеет символический смысл. В более ранних «Троицах» осевая, симметрическая композиция означала, что сцена понималась как торжественный обряд, как поклонение ангелов божеству в духе восточного иератизма. Круговая композиция Рублева с фигурами, которые склоняются друг перед другом, превращает образ Троицы в подобие дружеской трапезы, симпозиума. Вместе с тем, косный догматизм уступает живому диалогу. Рублеву в своей «Троице» удалось то, чего не удавалось ни одному из его предшественников, — выразить в искусстве то представление о единстве и множественности, о преобладании одного над двумя и о равенстве трех, о спокойствии и о движении, то единство противоположностей, которое в христианское учение перешло из античной философии. В его «Троице» средний ангел, как у византийцев, возвышается над боковыми, те выглядят как его спутники, и, вместе с тем, он не господствует над ними. Все равны по размерам и по своему отношению к целому образу. Все вместе составляет круг, в центре которого находится чаша. В изображениях Троицы до Рублева главное понимание сосредоточено было на явлении всесильного божества слабому человеку, на поклонении ему, на почитании его. В «Троице» Рублева божество не противостоит человеку, в нем самом вскрываются черты, роднящие его с человеком. По замыслу Рублева, три лица Троицы явились на землю не для того, чтобы возвестить патриарху чудесное рождение сына, а для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования.  Видимо, увековечен тот момент, когда одно из трех лиц божества выражает готовность принести себя в жертву ради спасения человеческого рода. Как символическое произведение «Троица» Рублева допускает разночтения. Можно сосредоточить внимание на отдельных фигурах, на ангельских ликах, тогда бросается в глаза, что художник дал каждому из них свою характеристику. Ангел слева сидит напряженно, лик его строгий, почти суровый, черты лица резко очерчены, брови нахмурены — видимо, это изображение повелевающего Бога-отца (не столько изображение, сколько его подобие). Средний ангел склоняет голову, его опущенная рука означает его покорность воле Отца (жест этот имел тот же смысл среди «ангельского чина», монашества). Только в его чуть дрогнувших устах угадывается скорбь. Чаша, которая стоит перед ним, напоминает о жертве, в которую он приносит себя. Третий ангел, самый стройный, одухотворенный, женственный, служит свидетелем диалога двух остальных, склоненная голова означает его согласие с общим решением. Это третье лицо Троицы, Святой Дух. Приметы каждого из трех ангелов едва различимы. Их заметит и оценит прежде всего тот, кто знаком с богословским учением. Но главное, что вдохновляло Рублева, что больше всего поражает всякого, — это нераздельное единство ангелов. Все они так похожи друг на друга, словно это одно существо среди двух его зеркальных отражений. Три существа сливаются воедино, обрамленные незримым кругом, символом всеединства и нераздельности мира. Значение «Троицы» Рублева не может быть сведено к богословской теме. Рублева не могла не увлечь задача наполнить традиционный образ идеями, которыми жило его время, — в этом человеческий смысл рублевского шедевра. В старинных источниках говорится, что икона Рублева написана «в похвалу отцу Сергию», и это указание помогает понять круг идей, которые вдохновляли Рублева. Нам известно, что Сергий, благословляя Димитрия Донского на подвиг, ставил ему в пример то самое самопожертвование, которое Рублев увековечил в «Троице». Вместе с тем, им построен был Троицкий собор для соединенных им «для единожития» людей, «дабы воззрением на св. Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это помогает понять этический смысл «Троицы» Рублева. В произведении церковного назначения ставится жизненно важный вопрос тех лет, когда на поле боя лишь дружные усилия прежде разрозненных княжеств могли сломить сопротивление векового врага. Как нередко бывало в средние века, выстраданное в суровых жизненных испытаниях представление оказалось облеченным в форму церковной легенды. Человеческий моральный смысл «Троицы» Рублева способен покорить и современного зрителя, мало знакомого со старинными легендами и богословскими спорами.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ, приписывается

Архангел Михаил.1410-е

Из деисусного чина ("Звенигородский")

Дерево, темпера.

Размеры:158-108 см.

Инв.№12864

О зрелом мастерстве Рублева как иконописца дает наиболее полное представление погрудный Звенигородский чин, от которого сохранились лишь иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла . Иконы, как античные мраморы, не утратили художественной ценности из-за своей фрагментарности. Если этот чин был создан вскоре после чина Благовещенского собора, то можно считать, что Рублев хотел в нем не только состязаться с Феофаном в мастерстве, но и противопоставить глубокомыслию и темпераментности гениального грека чуткость к красоте русского художника, доверие к благородству человека, открытый, светлый взгляд на мир. Фигуры Звенигородского чина покоряют редким сочетанием изящества и силы, мягкости и твердости, но больше всего своей обаятельной человеческой добротой.

Русоволосый ангел в розовом хитоне и светло-голубом плаще нежно склоняет кудрявую голову. В его полуфигуре, обрисованной плавными, мягко струящимися контурами, столько человеческого обаяния, точно в земном своем облике он обрел высшее блаженство и ему неведомо стремление к «горнему» миру.

Спас. 1410-е

Из деисусного чина ("Звенигородский").

Дерево, темпера.

Размеры:158-106 см.

Инв.№12863

Кроткое выражение лица сочетается в рублевском Спасе с твердостью его осанки. Несмотря на плохую сохранность этой иконы, бросается в глаза одна черта ее построения: фигура Спаса передана в трехчетвертном повороте, между тем его лицо и, в частности, глаза, нос, губы, поставлены строго en face. Соединением двух точек зрения в иконе Рублева достигается редкая многогранность образа. В нем есть и действенность и движение, поддержанное мягко струящимся ритмом контуров корпуса, и вместе с тем перед нами как бы навеки застывший лик так называемого «Нерукотворного Спаса».

Апостол Павел. 1410-е

Из деисусного чина ("Звенигородский")

Дерево, темпера.

Размеры:160-109 см.

Инв.№12865

Фигура апостола Павла отличается величавым спокойствием. Этот мудрец с высоким открытым лбом склоняет голову не столько потому, что молит Христа, сколько потому, что погружен в раздумье. Мягкое течение широкодужных контуров подчеркивает в его облике гармоничность и завершенность. Несмотря на фрагментарность Звенигородского чина, все три фигуры его составляют нечто целое. Здесь можно заметить признаки того стремления к целостности композиции, которое и позднее составило славу рублевских произведений. Вместе с тем эта слитность не означает сглаживания различий: в Христе подчеркнуто, что он высится прямо и строго, в фигуре ангела — что он женственно покорен, в фигуре Павла преобладает сдержанность, свойственная зрелому возрасту.

В Звенигородском чине ярко вспыхнуло дарование Рублева как колориста. В передаче лиц и тканей есть светотеневая лепка, но преобладает все же чистое звучание красок, гармония холодных голубых тонов с нежно-розовыми и золотистыми. Такого богатства оттенков и полутонов не знала русская иконопись до Рублева. Не знала ее и иконопись византийская. Чуть разбеленные, как во фресковой живописи, краски чина отличаются большой светозарностью. Они гармонируют с той мягкостью и нежностью выражения, которая сквозит в лицах.

Вознесение.1408 г.

Праздничный чин.

Дерево, темпера.

Размеры:125-92 см.

Из иконостаса Успенского собора во Владимире.

Инв.№14249

 

От некогда обширного праздничного ряда, уцелело лишь пять икон. Это иконы столь разного качества и столь непохожие по манере письма, что не остается никаких сомнений в их принадлежности различным мастерам. Как и деисусный чин, праздничный ряд должен был быть выполнен несколькими мастерами, а не одними Даниилом и Андреем Рублевым, которые только возглавляли работу. Собственноручно они писали лишь те иконы, которые считали главными, либо те, которые приходились им по вкусу, иначе говоря, отвечали их личным склонностям. «Вознесение» является самой качественной иконой и, как есть все основания думать, исполнено самим Рублевым.

Спас в силах.1410-е

Дерево, темпера.

Размеры:18-16 см.

Из собрания П.И.Севастьянова.

Инв.№22124

АНДРЕЙ РУБЛЕВ и помощники.

Богоматерь.1408 г.

Из деисусного чина иконостаса.

Дерево, темпера.

Размеры:313-106 см.

Из Успенского собора во Владимире.

Инв.№22125

Деисусный чин происходит из иконостаса Успенского собора г. Владимира. В 1768–1775 годах иконостас был продан в село Васильевское Шуйского района Ивановской области. 

В фигуре Богоматери больше проступает несравненное очарование мастера. Мария в темном плаще похожа на Богоматерь Феофана в Благовещенском соборе. Но у Феофана Богоматерь высится в гордом величавом спокойствии и возносит свои руки, словно убеждая своего сына, ее жест — жест увещевания. У Рублева Богоматерь тоже протягивает руки, но в ее склоненной голове и в руках больше покорности, больше теплоты, сердечности. И вместе с тем ее фигура сохраняет спокойствие и равновесие. Два острых уголка ее плаща по обе стороны от ее корпуса уравновешивают фигуру.

Спас в силах.1408 г.

Из деисусного чина иконостаса.

Дерево, темпера.

Размеры:314-220 см.

Из Успенского собора во Владимире.

Инв.№22961

Иоанн Предтеча.1408 г.

Из деисусного чина иконостаса.

Дерево, темпера.

Размеры:313-105 см.

Из Успенского собора во Владимире.

Инв.№22960

АНДРЕЙ РУБЛЕВ ,последователь.

Рождество Христово.1410–1430 гг.

Из праздничного чина.

Дерево, темпера.

Размеры:71 - 53 см.

Входит в состав Звенигородского праздничного чина.Происходит из Рождественской церкви Рождественской слободы в Звенигороде. Находилась в рухлядной церкви.

Инв.№22952

Преображение.1425 г.

Дерево, темпера.

Размеры:31 - 25 см.

Собрание Е. Е. Егорова. Приобретена у И. Л. Силина.Поступила из ГБИЛ в 1939 году.

Инв.№24864

Спас.Вторая четверть XV в.

Дерево, темпера.

Размеры:30 - 25 см.

Икона из Троице-Сергиева монастыря, куда она была вложена в 1575 году мирянином Фомой Симоновым, управляющим земельными владениями лавры.Поступила из ЗИХМ в 1930 году.

Инв.№13016

Сретение.Вторая четверть XV в.

Дерево, темпера.

Размеры: 39.5 - 32.4 см.

Из праздничного чина середины — третьей четверти XV в. из собраний М. Н. Попова и П. Д. Корина.

Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024