Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 18.09.2020, 23:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная богоматерьРегистрацияВход
Меню сайта

 

МОСКВА

Богоматерь с Младенцем на троне с предстоящим преподобным Сергием Радонежским. Первая треть XV в.

Дерево, темпера.

Размеры:160-111 см.

Происходит из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, основанного около середины XIV века близ Александровой слободы.В ГИМ поступила из Музея Александровской слободы в 1941 г.

Инв.№И VIII 3393

Согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, в момент разногласий с учениками он ушел в Махрищскую обитель, к преподобному Стефану Махрищскому, который указал на пустынные места на реке Киржач, где вскоре Сергий основал Благовещенский монастырь. Считается, что именно с историей возникновения этой обители связана программа иконы, в которой образ архангела Гавриила в позе поклонения Богоматери напоминает о посвящении монастыря, а преподобный Сергий Радонежский представлен как основатель монастыря, ктитор, которому Пресвятая Дева передает Божественную благодать. Эта иконография представляет вариант ктиторской композиции, распространенной и искусстве византийского круга, но редкой для русского искусства XIV – XV веков. Иконографическая схема характерна для основателей храмов или монастырей в честь Богоматери.

Богоматерь "Умиление" ("Владимирская") в окладе. Первая четверть XV в.

Дерево, темпера.

Размеры:32-24 см.

Инв.№И VIII 5740/1

Происхождение образа, вероятно, связано с Благовещенским монастырем, основанным преподобным Сергием Радонежским в 1356(8) году на берегу реки Киржач. Это выдающееся произведение было создано в эпоху Андрея Рублева и отражает особенности художественной культуры Москвы первой четверти XV века. В образе в целом повторяется иконография прославленной чудотворной иконы Богоматери, привезенной из Константинополя в 30-х годах XII века и получившей название «Владимирская» по месту прославления. Вместе с тем икона из собрания ГИМ обладает существенными особенностями, что, скорее всего, свидетельствует о наличии особого образца, который не сохранился до нашего времени. В этой иконе, как и в некоторых других списках с Владимирского образа раннего XV века, изменилось и образное содержание: трагичность греческого оригинала сменилась на просветленность и гармонию, свойственные русской иконописи рублевского периода.

Богоматерь "Всех скорбящих Радость".Конец XVII - начало XVIII вв.

Дерево, грунт, смешанная техника.

Размеры:151-92 см.

Инв.№И VIII 5195

Иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» появились во второй половине XVII под влиянием западноевропейской иконографической традиции. Ее изобразительные источники многообразны, поэтому икона существует во множестве изводов. Названием иконы послужили строки из стихиры: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице». Икона из собрания ГИМ представляет наиболее сложный по смысловому наполнению извод этой иконографии. Помимо изображения Спасителя и Пресвятой Девы, Небесных сил, окружающих их, множества жаждущих божественной помощи, ангелов, помогающих немощным и голодным, здесь представлены «беги небесные», то есть небесный свод с движущимися по нему солнцем, луной, звездами, а также знаками зодиака. На иконе развернута грандиозная картина мироздания, в котором все определяется Божественным промыслом, царит милосердие Божие, к которому неустанно взывает Пресвятая Дева, главная Заступница скорбящего человечества.

Богоматерь Владимирская. Конец ΧVI в.

Дерево, ткань, темпера.

Размеры:31,3-26,4 см.

Инв.№И VIII 2964/1

Богоматерь Одигитрия.Первая половина XVI в.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:141,5-100,5 см.

Инв.№И VIII 5221

О Тебе радуется...Первая половина XVII в.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:39-31-2,4 см.

Инв.№И VIII 3661

Богоматерь Страстная.Последняя четверть XVII века.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:31-27,7-3,2 см.

Инв.№И VIII 2252

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz