Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 14.04.2024, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная богоматерьРегистрацияВход
Меню сайта

 

МОСКВА

Богоматерь с Младенцем на троне с предстоящим преподобным Сергием Радонежским. Первая треть XV в.

Дерево, темпера.

Размеры:160-111 см.

Происходит из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, основанного около середины XIV века близ Александровой слободы.В ГИМ поступила из Музея Александровской слободы в 1941 г.

Инв.№И VIII 3393

Согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, в момент разногласий с учениками он ушел в Махрищскую обитель, к преподобному Стефану Махрищскому, который указал на пустынные места на реке Киржач, где вскоре Сергий основал Благовещенский монастырь. Считается, что именно с историей возникновения этой обители связана программа иконы, в которой образ архангела Гавриила в позе поклонения Богоматери напоминает о посвящении монастыря, а преподобный Сергий Радонежский представлен как основатель монастыря, ктитор, которому Пресвятая Дева передает Божественную благодать. Эта иконография представляет вариант ктиторской композиции, распространенной и искусстве византийского круга, но редкой для русского искусства XIV – XV веков. Иконографическая схема характерна для основателей храмов или монастырей в честь Богоматери.

Богоматерь "Умиление" ("Владимирская") в окладе. Первая четверть XV в.

Дерево, темпера.

Размеры:32-24 см.

Инв.№И VIII 5740/1

Происхождение образа, вероятно, связано с Благовещенским монастырем, основанным преподобным Сергием Радонежским в 1356(8) году на берегу реки Киржач. Это выдающееся произведение было создано в эпоху Андрея Рублева и отражает особенности художественной культуры Москвы первой четверти XV века. В образе в целом повторяется иконография прославленной чудотворной иконы Богоматери, привезенной из Константинополя в 30-х годах XII века и получившей название «Владимирская» по месту прославления. Вместе с тем икона из собрания ГИМ обладает существенными особенностями, что, скорее всего, свидетельствует о наличии особого образца, который не сохранился до нашего времени. В этой иконе, как и в некоторых других списках с Владимирского образа раннего XV века, изменилось и образное содержание: трагичность греческого оригинала сменилась на просветленность и гармонию, свойственные русской иконописи рублевского периода.

Богоматерь "Всех скорбящих Радость".1680-е

Дерево, грунт, смешанная техника.

Размеры:161-92 см.

Происхождение неизвестно

Инв.№И VIII 5195/85766

Иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» появились во второй половине XVII под влиянием западноевропейской иконографической традиции. Ее изобразительные источники многообразны, поэтому икона существует во множестве изводов. Названием иконы послужили строки из стихиры: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице». Икона из собрания ГИМ представляет наиболее сложный по смысловому наполнению извод этой иконографии. Помимо изображения Спасителя и Пресвятой Девы, Небесных сил, окружающих их, множества жаждущих божественной помощи, ангелов, помогающих немощным и голодным, здесь представлены «беги небесные», то есть небесный свод с движущимися по нему солнцем, луной, звездами, а также знаками зодиака. На иконе развернута грандиозная картина мироздания, в котором все определяется Божественным промыслом, царит милосердие Божие, к которому неустанно взывает Пресвятая Дева, главная Заступница скорбящего человечества.

Богоматерь Владимирская. Конец ΧVI в.

Дерево, ткань, темпера.

Размеры:31,3-26,4 см.

Инв.№И VIII 2964/1

Богоматерь Одигитрия.Первая половина XVI в.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:141,5-100,5 см.

Инв.№И VIII 5221

О Тебе радуется...Первая половина XVII в.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:39-31-2,4 см.

Поступила из собрания Л.К.Зубалова в 1926 г.

Инв.№И VIII 3661

Богоматерь Страстная.Последняя четверть XVII века.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:31-27,7-3,2 см.

Инв.№И VIII 2252

Богоматерь с Младенцем на престоле с избранными святыми. XVII в.

Дерево,левкас,темпера.

Размеры:33,8-29,7-2,8 см.

Инв.№И VIII 1244

Богоматерь Владимирская.1686 г.

Дерево, левкас, темпера, золото, серебро, алмазы, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, жемчуг; чеканка, ковка.

Размеры: 103.2 - 68 см.

Вклад царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в Успенский монастырь в Александровской слободе в 1686 г.

Богоматерь Донская с предстоящими Антонием Великим и Антонием Печерским в окружении сюжетов из Киево-Печерского патерика.Конец XVII- начало XVIII в.

Сень от царских врат.

Мастер Оружейной палаты.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры: 89 - 135 см.

Инв.№И VIII 3236

Богоматерь Одигитрия.Последняя четверть XVII в.

Мастер круга Симона Ушакова

Дерево, темпера.

Размеры:141 - 106 см.

Происходит из Покровского собора.

Инв. 106600, ПС-971

Богоматерь Боголюбская с предстоящими.Вторая половина XVI в.

Дерево, темпера.

Размеры: 63.5 - 55.5 см.

Происходит из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.

Инв.№ 3414/53898

Богоматерь Знамение. 1695 г.

Оружейная палата.

Дерево, левкас, ткань, темпера.

Размеры:30,5-27-3,4 см.

Происхождение: Поступила из Церковно-археологического музея. Зафиксировано в учетных книгах в 1955 г.

Инв.№И VIII 4224

Богоматерь Взыграние Младенца ("Молдавская"). 1695 г.

Оружейная палата.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:31-27-3,2 см.

Инв.№И VIII 2146

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024