Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 23.11.2024, 01:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная богоматерьРегистрацияВход
Меню сайта

 

музей русской иконы

НОВГОРОД

Богоматерь Одигитрия (Грузинская). Конец XV века.

Дерево (липа), три доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока, левкас, гравировка по левкасу, темпера.

Размеры:110,5 - 80,8 см.

Происхождение не установлено. Куплена на вернисаже в Москве в 1990-е гг. и находилась в собрании В. М. Момота (Москва). Приобретена для музея в 2010 г.

Инв. № ЧМ-514.

Иконографические особенности иконы связывают ее с одним из известных на Руси типов поясной Богоматери Одигитрии, имевшим широкое распространение в искусстве Новгорода и получившим в уже достаточно позднее время условное название «Богоматерь Грузинская». Яркие композиционные приметы образа, дошедшего до нас в немалом числе списков и повторений, позволяют рассматривать такой извод как иконографическое творчество новгородцев. Все известные иконы Богоматери Одигитрии (Грузинской) имеют, подобно публикуемой иконе, большие размеры: это крупные храмовые образы, предназначенные для размещения в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Ряд особенностей их композиции являются наиболее устойчивыми: Мария поддерживает сидящего и вполоборота развернувшегося к Ней Младенца на левой руке и, в соответствии с характерной чертой типа Одигитрии, указывает на Него как на истинный путь Спасения. Облаченный в охристый с золотым ассистом гиматий, наброшенный лишь на одно плечо и оставляющий открытым препоясанный голубой перевязью дымчато-зеленый хитон, Иисус особым образом скрестил ножки, приподняв правую так, что под складками плаща обнажилась ступня. Важнейшим признаком этого типа икон следует признать и особый рисунок складок мафория Богородицы, лежащего поверх голубого чепца и тяжело спадающего с головы таким образом, что остаются открытыми треугольник синего хитона на груди и широкие, симметрично отогнутые цветные отвороты изнанки. Относящиеся к рассматриваемому типу иконы воспроизводят композиционную схему «Грузинской Богоматери» почти без изменений, что свидетельствует о существовании единого образца, вероятнее всего – прославленной и почитаемой святыни, ставшей источником многочисленных повторений и списков. Наблюдаемые вариации иконографии скорее связаны с художественным решением образа, чем с желанием его переосмыслить, – на разных уровнях могут размещаться благословляющие жесты рук, чуть иным бывают рисунок отворотов мафория и цветовые соотношения одежд.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024