НОВГОРОД
Богоматерь Одигитрия (Грузинская). Конец XV века.
Дерево (липа), три доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока, левкас, гравировка по левкасу, темпера.
Размеры:110,5 - 80,8 см.
Происхождение не установлено. Куплена на вернисаже в Москве в 1990-е гг. и находилась в собрании В. М. Момота (Москва). Приобретена для музея в 2010 г.
Инв. № ЧМ-514.
Иконографические особенности иконы связывают ее с одним из известных на Руси типов поясной Богоматери Одигитрии, имевшим широкое распространение в искусстве Новгорода и получившим в уже достаточно позднее время условное название «Богоматерь Грузинская». Яркие композиционные приметы образа, дошедшего до нас в немалом числе списков и повторений, позволяют рассматривать такой извод как иконографическое творчество новгородцев. Все известные иконы Богоматери Одигитрии (Грузинской) имеют, подобно публикуемой иконе, большие размеры: это крупные храмовые образы, предназначенные для размещения в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Ряд особенностей их композиции являются наиболее устойчивыми: Мария поддерживает сидящего и вполоборота развернувшегося к Ней Младенца на левой руке и, в соответствии с характерной чертой типа Одигитрии, указывает на Него как на истинный путь Спасения. Облаченный в охристый с золотым ассистом гиматий, наброшенный лишь на одно плечо и оставляющий открытым препоясанный голубой перевязью дымчато-зеленый хитон, Иисус особым образом скрестил ножки, приподняв правую так, что под складками плаща обнажилась ступня. Важнейшим признаком этого типа икон следует признать и особый рисунок складок мафория Богородицы, лежащего поверх голубого чепца и тяжело спадающего с головы таким образом, что остаются открытыми треугольник синего хитона на груди и широкие, симметрично отогнутые цветные отвороты изнанки. Относящиеся к рассматриваемому типу иконы воспроизводят композиционную схему «Грузинской Богоматери» почти без изменений, что свидетельствует о существовании единого образца, вероятнее всего – прославленной и почитаемой святыни, ставшей источником многочисленных повторений и списков. Наблюдаемые вариации иконографии скорее связаны с художественным решением образа, чем с желанием его переосмыслить, – на разных уровнях могут размещаться благословляющие жесты рук, чуть иным бывают рисунок отворотов мафория и цветовые соотношения одежд.