Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 07.04.2020, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная богоматерьРегистрацияВход
Меню сайта

 

РУССКИЙ СЕВЕР

Собор Богоматери. Конец XVII века.

Дерево, темпера.

Размеры: 66,5 - 53,5 см.

Вывезена в 1960 году экспедицией Эрмитажа из Успенской деревянной церкви 1674 года села Варзуга.

Инв.№ЭРИ-474

Празднование Собора Пресвятой Богородицы приходится на 8 января, на второй день после праздника Рождества Христова. Традиция всеобщего (т.е. соборного) празднования, посвященного одному из главных действующих лиц события, отмечавшегося накануне, имеет глубокие исторические корни. В сам день праздника Рождества Христова духовенство церковного округа совершало службу в своих приходских храмах, а на следующий день вместе со своей паствой собиралось в кафедральном соборе, чтобы совместно со своим епископом совершить службу в честь Богоматери. Православное учение утверждает, что только вместе со своим епископом верующие и духовенство во время совершения литургии и Евхаристии составляют полноту Церкви. Эту полноту Церкви, земной и небесной, олицетворяет Богородица, через почитание которой Премудрость объединяет всю тварь. Об этом свидетельствуют песнопения праздника.

Сам иконописный образ является развернутой иллюстрацией стихиры 2-го гласа, исполняемой после псалма «Господи, воззвах» (Пс. 140) на вечерне как накануне праздника Рождества, так и накануне празднования Собора Богородицы: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек нас ради? Каяждо от тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». Изображенная в центре композиции на фоне гор мандорла с Богоматерью, на коленях которой восседает Младенец, указывает, что Боговоплощение есть Откровение Бога, вторжение Царствия Небесного в земную историю. Темная небесная полусфера в верхней части средника соединена с однотонной с нею «славой» Богоматери. В луче света, соединяющем их, было заключено изображение голубя — символа исхождения Святого Духа. Присутствие Духа Божия прямо указывает на евангельский текст, в котором описывается тайна непорочного зачатия, сообщенная Деве Марии: «Дух святый найдет на тя, и Сила Вышняго осенит тя» (Лк. 1 : 35). Сгущение цвета от голубого к почти черному в небесной сфере и ореоле Богородицы воплощает богословскую мысль о непознаваемости Божества, о тайне «Божественного мрака» (канон Пятидесятницы, ирмос первой песни), которым окружена Божественная сущность. Остальные фигуры соответствуют словам стихиры. В верхних углах изображены ангелы, которые приносят дар пения. Справа от Богоматери — волхвы, слева — пастухи, приносящие хвалу. В нижнем левом углу помещены изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Одна из них держит ясли, другая — пещеру («вертеп»).

Внизу под изображением Богородицы на фоне арки изображен человеческий собор, являющий собой Церковь земную. От ее лица Богоматерь славят преподобные Козьма Маиумский и Иоанн Дамаскин, держащие в руках свитки с текстами Рождественской стихиры и песнопения Октоиха 8-го гласа «О Тебе радуется...». Эта земная Церковь, предреченная пророками, о чем напоминает фигура пророка Иеремии, склоняющегося к «славе» Богоматери, представлена в единении с Церковью небесной, которую представляют ангелы. Само по себе редкое для этой иконографии изображение пророка примечательно тем, что Иеремия держит свиток со словами пророка Исаии: «Се Дева во чреве приимет, и родит сына» (Ис. 7 : 14), наиболее известного пророчества о рождении Христа-Премудрости.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz