ГАЛИЧИНА или ЗАКАРПАТЬЕ
Царские врата Конец XIV – первая треть XV века (?).
Дерево (липа), каждая створка состоит из цельной доски, грубо обработанной скобелем, с двумя односторонними шпонками (на левой створке утрачены), на правой – накладная планка с резным спиралевидным валиком. Каждое изображение евангелиста помещено в отдельный киот-ковчег, образованный накладными планками; железные крюки для крепления врат, паволока, левкас, темпера.
Размеры:112,1 -36,0 см.(правая); 110,3 - 32,4 см. (левая).
Происхождение не установлено. Приобретена в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery в Мюнхене (Германия).
Инв. № ЧМ-238.
Неизвестная византийскому искусству иконография Царских врат – со сценой Благовещения в навершии и четырьмя сидящими на фоне архитектурных построек евангелистами – в древнерусском искусстве получила с XIV в. преимущественное распространение. Самым ранним примером такого решения являются новгородские медные врата с золотой наводкой («Лихачевские») 1330–1350-х гг., все последующие относятся уже к XV столетию. Сцена «Благовещение» повторяет наиболее распространенный в искусстве XIV–XV вв. иконографический извод с сидящей Марией, однако положение Ее рук, сложенных как в деисусном предстоянии, не встречается среди известных памятников византийского круга.