ФРАНЧЕСКО МЕЛЬЦИ
Флора.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры:76-63 см.
Пост. в 1850 из собр. нидерландского короля Виллема II в Гааге, куплена за 40 000 франков. Ранее: 1649 — собр. Марии Медичи (?); герцога Орлеанского (?); 1790 — собр. Валкиерса; собр. банкира Д. Даноота в Брюсселе (распродажа 22–23 декабря 1828; см.: Lugt. № 11890); собр. принца Оранского (будущего Виллема II); в 1785 картину в собр. Даноота видел Рейнольдс (см.: Reynolds 1996).
Инв.№ГЭ 107
Так как при переводе с дерева на холст авторский грунт был сохранен, в отраженных инфракрасных лучах проявился авторский рисунок. Художник начал с изображения торса, точно проработав все формы. На правой груди отчетливо виден сосок, cкрытый в живописи одеждой. С особой тщательностью прорисованы волосы, а также изящный узел, каким завязан плащ, и разбегающиеся от него складки. На картине это место плохо воспринимается глазом, так как неоднократно переписывалось. Иным был контур шеи, ставшей в окончательном варианте более стройной. Лицо Флоры с мягкой игрой светотени на рисунке тоньше и выразительнее, чем на картине. Произведение поступило в Эрмитаж как работа Леонардо да Винчи и до второй половины XIX в. эта атрибуция сохранялась. Ваген (1864) и Боде (1882, 1884) приписали ее Луини. Морелли (1892) назвал автором Джампьетрино; это мнение разделил Фриццони (1901, 1906). Пентер (1883), Кроу и Кавальказелле (1912) считали автором эрмитажного произведения Андреа Соларио. Сомов (Кат. 1899) назвал имя Мельци. В эрмитажные каталоги XIX в. картина была включена как работа Луини, начиная с Кат. 1899 — Мельци. Гуковский (1963) признавал автором «Флоры» Мельци, но допускал и возможность участия в создании картины Леонардо да Винчи. Он указал, что при применении синего фильтра в левом нижнем углу различимы следы старой надписи, в которой он усмотрел следы трех греческих букв МΛΣ и пришел к выводу, что это остаток подписи Мельци по-гречески. Исследования, проведенные на новейшем оборудовании, показали, что на картине нет ни подписи художника, ни каких-либо надписей. В более поздней литературе исследователи высказывали мнение о связи эрмитажной картины с произведениями Чезаре да Сесто. Марани (1989-I) считал, что «Флора» создана под влиянием Чезаре после его возвращения из Рима в Милан, то есть после 1513. На подобную связь указывал и Натале (1982), проводя параллель с «Мадонной с Младенцем и агнцем» Чезаре да Сесто (Музей Польди Пеццоли, Милан) с точки зрения живописной гаммы и выполнения растительных мотивов. Такое сопоставление не представляется достаточно убедительным. И предложенная исследователями датировка — начало 1510-х — кажется слишком ранней: 1512 датируется ученический рисунок мужской головы Мельци (Пинакотека Амброзиана, Милан), сухость которого не соответствует мягкой манере исполнения «Флоры», созданной не ранее, чем ок. 1520. Картина была известна под разными названиями: «Коломбина» (от английского названия аквилегии — columbine — в левой руке женщины), «Флора», «Тщеславие». Высказывалось предположение, повторенное в Кат. 1958, что изображена придворная дама короля Франциска I — Бабон де ла Бурдесьер. Гуковский (1963) полагал, что в образе Флоры представлена Мона Лиза Джоконда. В Кат. 1958 и 1976 картина включена под названием «Женский портрет». Однако идеальный облик женщины, ее сходство с Помоной («Вертумн и Помона» Мельци, Государственные музеи, Берлин; 185 × 134), образ которой, в свою очередь, восходит к «Св. Анне» Леонардо, противоречат этому мнению. В Кат. 1994 картине возвращено название «Флора». То, что изображена богиня плодородия, покровительница растений Флора, подтверждает подбор цветов и их символика. Флора представлена сидящей в гроте. Она смотрит на аквилегию — символ плодородия (Fritz 1952. S. 106). В правой руке ее, лежащей на коленях, — ветка жасмина, символ утраченного целомудрия, взамен которого она получила власть над растениями. В складках плаща — анемоны, также связанные с культом богини (Levi D’Ancona 1977. P. 44; Холл 1999. С. 66). Анемон ассоциировался на Ближнем Востоке со смертью. Однако это не только смерть, но и обновление, так как анемон появился тогда, когда пролилась кровь Адониса. Обнаженная грудь указывает на материнский характер «mater florum» (Held 1961. Vol. 1. P. 206). И не случайно взгляд Флоры устремлен на цветок аквилегии, символизирующий в данном случае ту же тему — плодородие. За спиной Флоры по стене грота спускается папоротник — символ уединения и мечтательности (Levi D’Ancona 1977. P. 80). В картине развивается мысль о великом таинстве природы — основе всего сущего. Имеется ряд вариантов и копий с эрмитажной «Флоры» (см.: Гуковский 1963. С. 35–44). Среди них следует отметить картины из Музея искусств, Блуа; Галереи Боргезе, Рим; Музея изобразительных искусств Ричмонд, Вирджиния; частного собр., Париж; бывшего собр. лорда Холфорда, Англия. Картину из собр. Галереи Боргезе Хевеси (1952) рассматривал как работу самого Мельци, более позднюю, чем эрмитажная картина.