Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 01.08.2021, 09:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Филиппо д’Антонио ФилиппеллиРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФИЛИППО д’АНТОНИО ФИЛИППЕЛЛИ ?

Святой Ансан (?). Святой Антоний аббат.

Дерево, темпера.

Размеры:123 - 36 см. Две доски, соединенные рамой, имеют один инвентарный номер.

Происхождение: пост. в 1926 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде.

Инв.№ГЭ 4161

В Описи Строгановского дворца 1922 картина фигурировала как работа неизвестного художника: «Двое святых, один с посохом и колокольчиком, другой — с веткой и мечом». В инвентаре Эрмитажа святые названы Антонием аббатом и Георгием. Первое — справедливо, так как святой опознается по своим атрибутам — колокольчикам и маленькой свинье у его ног. Второе определение вызывает сомнения: на юноше нет доспехов, а в руке кроме меча (одного из атрибутов Георгия) — пальмовая ветвь, с которой Георгий, как правило, не изображался. Возможно, представлен св. Ансан. Согласно иконографии, это юный воин с мечом и пальмовой ветвью. В инвентарь Эрмитажа произведение внесено как созданное североитальянским художником XVI в. Однако справедливее приписать его тосканской школе, возможно, Филиппо д’Антонио Филиппелли — второстепенному мастеру, работавшему в Тоскане главным образом по заказам монахов. Понс (см.: Pons 1991–1992. XXX. P. 6– 13; XXXI. P. 23–28) отмечает в его работах черты воздействия Давида и Доменико Гирландайо, а также обоих Росселли. Помимо фресок, художник часто писал одиноко стоящие фигуры с вытянутыми пропорциями, к числу таких могут быть отнесены и святые на эрмитажных досках. Типологически лицо св. Антония восходит к образам Доменико Гирландайо, а св. Ансана — к Козимо Росселли. Во всех работах Филиппелли повторяются характерные жесты — руки не держат предмет, а лишь слегка касаются его: св. Антоний — колокольчика, тот же персонаж (фреска в церкви Сан Бьяджо в Пассиньяно) — посоха. Повторяется типичное изображение нимбов, плотных, массивных, словно соскальзывающих на затылок (такие же нимбы, как у эрмитажных святых, встречаются во многих работах Филиппелли, в частности у ангелов в табернакле Бадии в Пассиньяно). Фигуры в произведениях художника не твердо стоят, а как бы слегка скользят по поверхности. Можно предположить, что автором эрмитажных досок был Филиппо д’Антонио.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021