Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ФОНТЕНБЛО ШколаРегистрацияВход
Меню сайта

 

Этим термином принято называть направление во французской живописи,возникшее в XVI в. в замке Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям,созданным неизвестными художниками и восходящими не столько к собственно школе Фонтенбло, сколько к интернациональному маньеризму. В 1530 король Франциск 1 приглашает в замок Фонтенбло Россо и в 1532 определяет ему в помощники Приматиччо. Именно при создании величественных живописных ансамблей замка и возникает школа Фонтенбло. Из документов (в частности, счетов) нам известны имена других художников, назначенных в помощь Россо и Приматиччо: это итальянцы (например, Пеллегрино, приехавший в 1528, упоминаемый в докуметах между 1534 и 1536; он работал в основном над стукковыми рельефами), французы (Симон Леруа, упоминаемый в 1534, 1535, 1536, и Клод Бадуэн). Большинство других мастеров известно нам лишь по именам, за исключением француза Шарля Дориньи, итальянца Жюста де Жюста (1505-1559), одного из последних представителей знаменитой семьи скульпторов, и фламандца Леонарда Тирея (упоминается в Фонтенбло в 1536-1550). В документах художники распределены по четырем категориям; мы будем говорить лишь о художниках первых категорий, поскольку именно они были самыми значительными. Они создали стукковые и живописные произведения и поэтому не всегда можно определить, были ли они исключительно живописцами или скульпторами, как, например, Бартелеми да Миньято, Николя Беллен из Модены (до 1538) Клод Бадуэн, Виржиль Барон (между 1538 и 1548). Тогда же в Фонтенбло работал и Антонио Фантуцци, попавший в четвертую категорию. В 1540-е к первой категории относились (кроме уже названных) итальянцы Лука Пенни, Баньякавалло, Франческо Каччанемичи и французы Мишель Рошетель и Жермен Мюснье, а к третьей категории - француз Антуан Карон. Наконец, после 1552 появляются имена Никколо дель Аббате и, после 1556, Руджеро де Руджери. Под руководством Россо и Приматиччо, основателей школы Фонтенбло, все эти художники, создали грандиозные декоративные ансамбли замка, от которых до наших дней сохранились только галерея Франциска 1 (1534-1537),покои герцогини д'Этан (1541-1544), Золотые ворота и Бальный зал (1552-1556). . Характерной чертой школы Фонтенбло является ее декоративность и тяга к орнаменту. Как придворное искусство школа Фонтенбло обращается к изысканным аллегорическим, чаще всего сладострастным сюжетам. В них преобладает итальянское влияние, что легко объяснить происхождением главных мастеров школы, связанных с итальянским маньеризмом. Однако сама среда, королевские вкусы, готические пережитки, разнородный состав художников, в который входили итальянцы, французы и фламандцы, - все это сразу внесло в общую стилистику школы свои нюансы. Большую роль в формировании школы сыграла и замечательная коллекция произведений искусства, собранная в замке королем Франциском 1; наряду с шедеврами живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля, Андреа дель Сарто, в нее входили замечательные скульптуры (Микеланджело), золотые и серебряные изделия (Челлини), гобелены (по картонам Джулио Романо) и собрание античных слепков. Помимо декоративности школе Фонтенбло присущи и еще две особенности: тяга к светлым тонам во фресках и обилие подготовительных рисунков, что свидетельствует о важности рисунка как такового и об особой роли гравюры. Первый период (до 1540). Ведущее положение в этот период занимает Россо, который привнес во французскую живопись новый декоративный стиль: его манифест к счастью сохранился - новаторская по концепции галерея Франциска 1 (1534-1537). Здесь возникают новые связи, с одной стороны, между фигурами и собственно орнаментом, особую роль в котором играют завитки, напоминающие кожаную ленту; и с другой стороны, между обрамлением (inquadratura) и сюжетами (storie). Другой характерной чертой этого стиля стало искусное сочетание различных техник (фрески и картины, стукковые высокие и низкие рельефы) и бесконечное разнообразие мотивов, организованных асимметрично. Выразительность декора согласуется с тонкой иконографической программой. В этот период влияние Россо проявилось в искусстве большинства художников (Жоффруа Дюмустье). Внезапная смерть Россо (1540), передача управления работами Приматиччо, роль гравюры, смерть Франциска 1 (1547), финансовые трудности, которые переживала тогда Франция, - все это отразилось на развитии школы Фонтенбло и сильно изменило ее характер. Приматиччо, - который отошел от манеры Россо, чему особенно способствовали его поездки в Италию (1540-1543) и его вкус к античности, - достигает вершины своей славы около 1545. Он создает утонченные и очень своеобразные по стилю украшения в покоях герцогини д'Этан, а в 1540 приступает к работе над росписями в галерее Улисса, своему лучшему произведению, к сожалению, не сохранившемуся до наших дней. Между тем, Приматиччо не смог удержать рядом с собою бывших коллег Россо: около 1546 в Италию возвращается Баньякавалло, Качьянемичи и Фантуцци; в 1548 Миньято кончает жизнь самоубийством; в 1550 в Антверпен уезжает фламандец Тирей; Лука Пенни, Рошетель и Карон переезжают в Париж.Этот массовый отъезд имел двойное значение: он способствовал распространению искусства школы как за пределами Франции, так и в Париже,где оно нашло свое яркое продолжение в творчестве многих замечательных граверов, делавших гравюры по произведениям Россо, Приматиччо и Луки Пенни. Париж, тем самым, стал важным художественным центром, развивавшемся под сильным влиянием школы Фонтенбло. В самом же Фонтенбло это период блестящих успехов декоративной живописи, созданной Приматиччо и его обновленной командой, в которой был и такой первоклассный мастер, как Никколо дель Аббате. Бальный зал (1552-1556) стал первым шедевром плодотворного сотрудничества Приматиччо и Никколо дель Аббате: живопись здесь выходит на первый план, как и в галерее Улисса. В этот период, закончившийся со смертью Приматиччо (1570) и Никколо дель Аббате (1571), был особенно изобильным и деятельным, а стиль школы Фонтенбло охватил все области искусства (включая шпалеры и украшения праздников) и все темы. Вместе стем, характерные черты этого стиля не были сугубо индивидуальными, поскольку встречаются и в других школах: главенство рисунка, светлая палитра, сложность сюжетов, главным образом, мифологических и часто весьма сладострастных, удлиненные пропорции изящных и прихотливо жеманных фигур, изысканность орнамента и частое использование ню и пейзажей. Под влиянием Приматиччо этот стиль стал более утонченным, грациозным и выразительным (Мастер Флоры). Он окажет воздействие на все французское искусство, включая творчество отца и сына Кузенов и художников, работавших в замках в Экуане и Анси-ле-Франк. Следующий переходный период известен очень плохо: ведущие позиции занимают бывшие помощники Приматиччо (например, Руджеро де Руджери) и Никколо дель Аббате (его сын Джулио Камилло дель Аббате), но их произведения утрачены.Крупные работы, приостановленные из-за политических волнений, будут возобновлены по желанию Генриха IV. Вторая школа Фонтенбло. Понятие второй школы Фонтенбло появилось в трудах Димие, который впервые обратился к искусству этого периода и нашел его отличия от предшествующего. Действительно, при Генрихе IV художественная деятельность в Фонтенбло возрождается. Название -вторая школа Фонтенбло, объединяет художников, сформировавшихся под воздействием искусства великих декораторов, учениками или помощниками которых они зачастую были. Однако помимо замка Фонтенбло они работали и в других местах (в частности, в Париже в Лувре и Тюильри), но полностью следовали традиции, созданной их предшественниками.Об этих мастерах, чьи произведения, плохо сохранившиеся, несправедливо оставлялись без внимания, нам известно очень мало. Некоторые из них были фламандцами; кроме того, северное влияние тогда становится весьма значительным, что объясняется политической ситуацией. Это, а также появление новых тем (Тассо и греческие романы), более теплый и контрастирующий колорит, отличают манеру художников второй школы от их учителей. В центре второй школы стоял Туссен Дюбрёй, умерший в 1602; его манеру можно проследить лишь по рисункам фламандца Амбруаза Дюбуа. Дюбрёй создал роскошные украшения Салона Людовика XIII. Другой ключевой фигурой стал Мартен Фремине, художник очень необычный, но тем более привлекательный; он расписал капеллу Св. Троицы, сохранившуюся до наших дней. В тени этих крупных художников работали их помощники, такие, как Бюнель и Гийом Дюме (помощники Дюбрёя), Могра (помощник Дюбуа), а также фламандец Иоссе де Вольтижан и француз Миллеро. Искусство школы Фонтенбло, наряду с парижским искусством начала XVII в., сыграло переходную роль в истории французской живописи: в нем можно обнаружить первые симптомы как классицизма, так и барокко.

Художники школы

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024