Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 21.01.2019, 06:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная грек феофанРегистрацияВход
Меню сайта

 

ГРЕК ФЕОФАН, приписывается

Двусторонняя икона “Богоматерь Умиление Донская / Успение”. 90е гг. XIV в.

Дерево, темпера.

Размеры: 86-67 см.

Пост. из ГИМ в 1930 г. Раскрыта в Кремле в 1914 г. в Археологической комиссии мастером Г. О. Чириковым. Раскрытие продолжено им же в 1919 г. в Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи. Согласно обоснованному предположению, икона была создана для Успенского собора в Коломне, в сер. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля (Антонова 1958:10–22; Щенникова 1984). И. Э. Грабарь относил произведение к творчеству Феофана на основании близкого типологического и стилистического сходства с иконой Богоматери из Деисуса Благовещенского собора (Грабарь 1922 [1966]:93, 95). В. И. Антонова полагала, что икона написана Феофаном в 1392 г. одновременно с фресками Успенского собора в Коломне (Антонова 1958:10–22). Большинство исследователей считает икону произведением мастера, близкого автору Деисуса Благовещенского собора (Древнерусское искусство ГТГ 1995:141–145).

Инв. 14244.

“Преображение” ок. 1403 г. (?).

Дерево, темпера.

Размеры: 184-134 см.

Храмовый образ Спасо-Преображенского собора в Переславле Залесском. В начале ХХ в. была увезена в Петербург проф. В. В. Сусловым, где подверглась записи масляной краской. В 1923 г. была взята из собора в Переславле Залесском экспедицией Комиссии. Поступила из ЦГРМ в 1930 г. Раскрыта в ЦГРМ в 1924 г. В. О. Кириковым, И. И. Сусловым и П. И. Юкиным. Икону связывали с творчеством Феофана благодаря “экспрессивному” стилю ее живописи (Некрасов 1937). В. Н. Лазарев считал икону работой ученика Феофана (Лазарев 1961:102–103, 1983. Кат. № 91), В. И. Антонова (Антонова 1958:25) и К. Онаш (Onasch 1961:386–387) приписывали икону Феофану. М. В. Алпатов относил икону либо к “мастерской” Феофана (Алпатов 1972:28, 32), либо к творчеству самого Феофана (Алпатов 1974:28; 1979:335; С. 134, 138). Г. И. Вздорнов видит в иконе произведение одного из русских учеников Феофана, созданное в его мастерской (Вздорнов 1983:275–276).

Инв. 12797.

“Иоанн Предтеча Ангел пустыни”. к. XIV в.

Дерево,темпера.

Размеры: 170-102 см.

Икона происходит из Коломны. Г. И. Вздорнов отнес ее к произведениям “мастерской” Феофана на основании некоторого стилистического сходства с Деисусом Благовещенского собора (Вздорнов 1976, 1983:266–267).

Инв. 19749.

“Четырехчастная” (“Четыредесятница”) к. XIV – н. XV в.

Дерево,темпера.

Размеры: 20,5-14,5 см.

Найдена в 1919 г. на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Исследователи связывали икону либо со “школой” Феофана в Новгороде (Лазарев 1961:103; Антонова 1963. Кат. № 218), либо с произведениями его “круга” (Искусство Византии 1977. Кат. № 969). Н. Б. Салько (1975:121–123) и Г. И. Вздорнов (1983:271–273) придерживаются гипотезы о собственноручном исполнении иконы Феофаном.

Инв. 14229.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz