Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 04.07.2020, 20:50
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная дионисийРегистрацияВход
Меню сайта

 

МОСКВА

ДИОНИСИЙ

Богоматерь Одигитрия. 1482 г.

Дерево,темпера.

Размеры: 135-111 см.

Происходит из собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Затем икона находилась в Синодальной (бывш. Патриаршей) библиотеке. Пост. из ГИМ в 1930 г.

Инв. 12799.

Самая ранняя из дошедших до нас работ Дионисия. Как сообщает летопись, во время пожара 1482 года обгорела икона греческого происхождения, утратив красочный слой. Дионисию был дан заказ написать на этой же доске новое изображение по той же иконографической схеме. Икона, поновленная Дионисием, сохраняет особенности древней иконографии прославленного чудотворного образа константинопольского монастыря Одегон (согласно летописному свидетельству, в «ту же меру; в тот же образ»). Живопись иконы, в особенности ее личное письмо [«личное», с ударением на букву «о», т.е. письмо ликов], обладает признаками манеры Дионисию. Черты ликов прорисованы в характерной изящной и легкой манере.

Спас в силах.

Средник деисусного чина. Из иконостаса Троицкого собора ПавловоОбнорского монастыря близ Вологды. 1499/1500 г.

Дерево, масло.

Размеры: 192-130 см.

После закрытия монастыря находилась в Грязовецком музее, в 1932 г. пост. в Вологодский музей, оттуда в ГТГ в 1936 г. Раскрыта в декабре 1949 г. в ГТГ. Под верхней шпонкой — сильно стертая надпись полууставом: “В [ле]т[о] 7008 писан деисус… [про]роци Д[енись]ев[а] пи[сьмени]”. Ниже врезана в доску надпись, повторяющая, как можно предполагать, надпись чернилами: “В лет[о] 7008 (1499/1500) писан диисоус и празьники и пророци Денисьева письмени”.

Инв. 22971.

Распятие.

Из иконостаса Троицкого собора ПавловоОбнорского монастыря близ Вологды. 1499/1500 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 85-52 см.

После закрытия монастыря находилась в Грязовецком музее, в 1924 г. передана в Вологодский музей. Пост. через ГРМ с заграничной выставки в 1934 г. Раскрыта А. И. Брягиным в Вологодском музее в 1927–1928 гг.

Инв.№ 29554.

Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. В надписи на обороте иконы "Спас в Силах" – центральной иконы деисусного ряда, происходящей из того же монастыря, – сообщается, что иконы деисусного, праздничного и пророческого ярусов были написаны в 1500 году иконником Дионисием. "Распятие" Дионисия воспроизводит в общих чертах иконографическую схему, широко распространенную в русской иконописи, голгофский Крест по центральной оси и две группы предстоящих по обе стороны Креста, которые возглавляют Богоматерь и Иоанн Богослов. За Богоматерью представлена группа святых жен, за Иоанном Богословом – римский сотник Лонгин, указывающий на Христа. Над средней перекладиной Креста располагаются две фигуры плачущих ангелов. Композиция разворачивается на фоне иерусалимской стены. К числу редких иконографических особенностей "Распятия" из Павло-Обнорского монастыря относятся аллегорические изображения отлетающей Ветхозаветной и подлетающей Новозаветной Церкви в виде небольших женских полуфигур, сопровождаемых ангелами. В соответствии с христианским вероучением, учреждение Новозаветной Церкви непосредственно связано с Крестной жертвой, поскольку она основана на крови Новозаветного Агнца – Христа. Именно в момент Крестной жертвы происходит смена церквей, смена Заветов. Изображения Крестной смерти Христа в византийском и древнерусском искусстве отличала, как правило, особая сдержанность в передаче страданий Спасителя и трагических переживаний свидетелей Его казни. Состояние покоя и духовного просветления отчетливо выражено в фигурах и ликах предстоящих, но наиболее полно оно раскрывается в центральном образе распятого Спасителя. Изгиб Его тела передан плавной линией, голова мягко склонена на плечо. В трактовке формы полностью отсутствует натурализм, подчеркнута одухотворенность плоти. Фигура Христа кажется совершенно невесомой, лишенной материальной тяжести – не пригвожденной к кресту, а как бы парящей с распростертыми руками. Ощущение особой невесомости и бесплотности или, точнее, "обоженности" плоти создавало и колористическое решение: светлые охрения как бы "растворяли" фигуру в сиянии золотого фона. Подобный образ не только напоминал о Крестных страданиях Христа, но и раскрывал их спасительное действие, свидетельствовал о грядущем воскресении и победе над смертью, открывающей путь к жизни вечной

ДИОНИСИЙ и мастерская.

Алексий митрополит, с житием. К. XV – н. XVI в.

Дерево, темпера.

Размеры:197-152 см.

Происходит из Успенского собора в Московском Кремле. Пост. в 1945 г. из Московского Кремля. Раскрыта в Кремле в 1915–1916 гг. Е. И. Брягиным, под наблюдением комиссии А. А. Ширинского-Шихматова. Икону митрополита Алексия, как и парную ей икону митрополита Петра, первым отнес к школе Дионисия А. Грищенко (Грищенко А. Вопросы живописи. Вып. 3. Русская икона как искусство живописи М., 1917). И. Е. Данилова в своей диссертации подробно обосновала авторство Дионисия путем сравнения с “Одигитрией” 1482 г. и стенными росписями Ферапонтова монастыря (Данилова 1951). Никто из последующих авторов, кроме Г. Недошивина (Недошивин 1947), не подвергал сомнению авторство Дионисия. Однако некоторые авторы предполагают участие в создании икон митрополитов, помимо Дионисия, художников его мастерской (Попов 1975:80). Датировка икон митрополитов в специальной литературе колеблется между 1462 и 1519 г.

Инв. ДР 1100.

ДИОНИСИЙ и сыновья

Богоматерь. Чин деисусный. Ок. 1502 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 155-62 см.

Чин происходит из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, близ города Кириллова. После закрытия монастыря иконы находились в Кирилловском музее, откуда поступали в другие музеи: в 1933 г. — в ГТГ.

 Инв. 28627.

Иоанн Предтеча. Чин деисусный. Ок. 1502 г.

Дерево, темпера.

Размеры:157х60 см.

Чин происходит из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, близ города Кириллова. После закрытия монастыря иконы находились в Кирилловском музее, откуда поступали в другие музеи: в 1933 г. — в ГТГ.

Инв. 28628.

Архангел Михаил. Чин деисусный. Ок. 1502 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 157-60 см.

Чин происходит из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, близ города Кириллова. После закрытия монастыря иконы находились в Кирилловском музее, откуда поступали в другие музеи: в 1933 г. — в ГТГ.

Инв. 28631.

Апостол Петр.Чин деисусный. Ок. 1502 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 156-61 см.

Чин происходит из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, близ города Кириллова. После закрытия монастыря иконы находились в Кирилловском музее, откуда поступали в другие музеи: в 1933 г. — в ГТГ.

Инв.№ 28629.

Апостол Павел. Чин деисусный. Ок. 1502 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 158-60 см.

На обороте над верхней шпонкой надпись сажей: “Сию икону Святаго апостола Павла обложил Юрьи Сидоров”.Чин происходит из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, близ города Кириллова. После закрытия монастыря иконы находились в Кирилловском музее, откуда поступали в другие музеи: в 1933 г. — в ГТГ.

Инв. 28630.

Дмитрий Солунский.Чин деисусный. Ок. 1502 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 157-60 см.

Чин происходит из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, близ города Кириллова. После закрытия монастыря иконы находились в Кирилловском музее, откуда поступали в другие музеи: в 1933 г. — в ГТГ.

Инв. 28632.

ДИОНИСИЙ, приписывается

Шестоднев. Н. XVI в.

Дерево, темпера.

Размеры: 110-91 см.

Вывезена из под Вологды. Пост. из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 г. Раскрыта в н. ХХ в. Е. И. Брягиным и И. А. Барановым. Атрибуция В. И. Антоновой (Антонова, Мнева, 1963).

Инв. 12058.

“О тебе радуется”. Н. XVI в.

Дерево, темпера.

Размеры: 146-110 см.

Происходит из Успенского собора в г. Дмитрове. Пост. из ЦГРМ в 1934 г. Раскрывалась в ЦГРМ И. И. Сусловым в 1928 г. и им же в ГТГ в 1936 г. Атрибуция В. И. Антоновой (Антонова, Мнева 1963).

Инв. 28640.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz