БЕРНАРДО КАВАЛЛИНО
Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот.
Холст, масло.
Размеры:82,5 - 62,5 см.
Поступила в 1814 из собр. У. Кузвельта в Амстердаме.
Инв. № ГЭ 351
LA, CXXIX.
В собр. Кузвельта и первоначально в Эрмитаже картина приписывалась Хуану Рибальте. Брюинингк и Сомов (Кат. 1889 — Cat. 1909) предлагали авторство Франсиско Рибальты. Липгарт (1910) считал возможным автором Мурильо, однако позже (Кат. 1912 — Кат. 1916) он приписал картину Пабло Леготе на основании предложенной Майером (Mayer 1910. S. 398– 399) атрибуции для варианта из Музея изобразительных искусств, Будапешт (размер 229 × 178,5). В настоящее время он рассматривается как раннее произведение Бернардо Каваллино, созданное под влиянием Станционе и Риберы. В Кат. 1958 и Кат. 1976 картина включена с атрибуцией «Массимо Станционе, приписывается». Известен еще один вариант композиции — из собр. герцога Веллингтона (Эпсли Хауз, Веллингтон музей, Лондон; размер 89 × 58,4). Энн Цейчлер-Лурье (Ann Tzeutschler-Lurie — см.: Bernardo Cavallino 1984) назвала его и эрмитажную картину «копии или варианты». Лондонское полотно повторяет центральную часть будапештской композиции — за исключением сцены благовестия Иоакиму на заднем плане. В эрмитажной картине тоже нет изображения этой сцены, отсутствует женская фигура на переднем плане слева. Свободная, уверенная живописная манера выдает руку большого мастера и позволяет видеть в петербургском полотне не копию, а авторский вариант композиции, предшествовавший созданию будапештской картины.