ДОМЕНИКО ФЬЯЗЕЛЛА
Побиение камнями святого Стефана.
Холст, масло.
Размеры: 229,5 - 178,6 см.
Поступила в 1933 из «Антиквариата ». Ранее: собр. Анненкова в Петербурге.
Инв. № ГЭ 7790
Деян 7: 58–60.
Картина поступила с авторством испанского живописца Франсиско Сурбарана, но ее принадлежность к испанской школе вызывала сомнения, из-за которых она не вошла ни в один эрмитажный каталог. По манере исполнения, колористическому решению картина соответствует стилистическим характеристикам генуэзской школы и находит убедительные аналогии в творчестве Доменико Фьязеллы (Савватеев 2010). Наиболее близкими являются написанные в 1615 в Риме по заказу маркиза Винченцо Джустиниани две большие парные картины на сюжеты «Христос воскрешает сына вдовы из Наина» (275 × 178,5) и «Христос исцеляет слепого» (275 × 183; обе — Музей искусств Ринглинг, Сарасота). Во всех трех картинах нижний правый или левый угол занимает монументальная коленопреклоненная фигура, максимально приближенная к зрителю. В одной плоскости с ней помещается немногочисленная, столь же монументальная группа людей. Незначительная пространственная глубина и крупномасштабные фигуры позволяют художнику показать их только фрагментарно, в сложных ракурсах. Фоном для происходящей сцены служит монументальное архитектурное сооружение; архитектурный задник занимает примерно половину пространства, вторая часть предназначена для видимого с низкой точки зрения ландшафта и голубого неба над ним, что встречается во многих картинах художника. Весьма характерной особенностью работ Фьязеллы в 1610-е являются изображения мальчиков-подростков. В эрмитажной картине и в картинах из Сарасоты мальчики изображены с красными колпаками на головах. Подготовительный рисунок Фьязеллы к эрмитажной картине, находящийся в собр. Кабинета рисунков и эстампов Палаццо Россо в Генуе (бумага, сангина. 293 × 192), — это быстрый набросок к фигуре наклонившегося, чтобы взять из корзины камень, мужчины в центре композиции. Несмотря на значительное сходство «Побиения камнями св. Стефана» с работами Фьязеллы римского периода, ряд черт позволяет предположить, что написана она была несколько позже: колорит ее менее локальный, отличается большей светотеневой разработкой по сравнению с произведениями римского периода и выдержан в приглушенных оттенках бордовых тонов. В отличие от спокойно-монументальных, созданных в соответствии с принципами болонского академизма картин римского периода, эрмитажное полотно более динамично, о чем свидетельствует как общее впечатление от композиции, так и наличие в ней персонажей, находящихся в состоянии активного действия. Вероятнее всего, картина была создана после того, как Фьязелла в 1616 покинул Рим и вернулся в Геную. Ее можно датировать временем ок. 1620. Папи (2012) полагает, что эрмитажная картина относится к неаполитанской школе, он называет ее автором Филиппо Витале (ок. 1585–1650). Порцио (2012) относит картину к мастерской Филиппо Витале, он приводит репродукции двух полотен с изображением св. Стефана (фигура аналогична представленной на эрмитажном полотне) и св. Лаврентия, которые тоже приписывает неаполитанцу.