Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 19:40
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная франческо дель кайроРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФРАНЧЕСКО дель КАЙРО

Портрет поэта. Около 1640 г.

Холст, масло.

Размеры: 60,5 - 50 см. На обороте картины надпись: «Portrait par Salvator Rosa representant Le Tasse» («Портрет [работы] Сальватора Розы, представляющий Тассо»). В собр. Бодуэна авторский прямоугольный холст был срезан по углам и надставлен слева, ему была придана овальная форма. Портрет считался парным к также «превращенному» в овал «Автопортрету» Джузеппе Мария Креспи (инв. № ГЭ 189), приписанному в каталоге собр. Бодуэна Доменико Фетти.

Поступила в 1783 из собр. графа С.-Р. Бодуэна в Париже.

Инв. № ГЭ 38

В каталоге собр. Бодуэна (Description Baudouin 1780) значился портретом Торквато Тассо. В Livret 1838 отмечено, что Тассо умер за двадцать лет до рождения Розы. Виардо (1844) и Сомов (1859) высказали мнение, что это портрет «вероятно, кавалера Мариино, автора безнравственной поэмы „Адонис“». В дальнейшем имя Мариино не встречается. Вероятнее всего, это не портрет конкретного лица, а «идеальный » образ поэта. Франджи (1998) называет картину «Ritratto di letterato » («Портрет писателя»), со знаком вопроса. В собр. Бодуэна, описях и каталогах Эрмитажа до 1911 автором назван Сальватор Роза. Оццола (Ozzóla 1908), поддержав эту атрибуцию, связал картину с изображениями «Поэзии» и «Музыки» и отметил ее близость к работам Розы тосканского периода. Липгарт (Кат. 1911 — Кат. 1916) считал картину произведением неизвестного художника болонской школы, основываясь, вероятно, на атрибуции варианта из Галереи Уффици, Флоренция (Galleria Feroni 1895. P. 5). В конце 1920-х Липгарт (Кат. Липгарта 1920-е) приписал эрмитажный вариант Франческо дель Каиро, упомянув, что Г. Фосс подтверждает эту атрибуцию. На выставке 1938 в Ленинграде портрет экспонировался как произведение Франческо дель Каиро, так же вошел в Кат. 1958; в Кат. 1976 — «Франческо дель Каиро, приписывается». В настоящее время известны четыре близких эрмитажному варианта: в Кастелло Сфорцеско, Милан (инв. № 158; 64 × 50,5), в частном собр. (67,5 × 51,5 — см.: Frangi 1998. N 47) и в Галерее Уффици, Флоренция (инв. № P 1534; 68 × 51; по мнению Франджи — копия), а также в городском музее Давиа Баржеллини в Болонье (инв. № 213; 70 × 50). На варианте из флорентийского собрания, на тетради, имеется надпись «Amori» (в эрмитажной картине эта часть холста срезана). В миланском портрете, в отличие от эрмитажного и флорентийского, отсутствует изображение лаврового венка. В эрмитажном полотне невооруженным глазом заметны проступившие сквозь листья венка полосы головной повязки, аналогичной миланскому варианту. Хотя венок написан отчасти поверх белой полосатой повязки, он, несомненно, авторский. Миланский вариант считался автопортретом Сальватора Розы до 1916, когда Лонги (Longhi 1916. P. 369; Longhi 1961. P. 319) определил его как работу Франческо дель Каиро. Брунори (Brunоri 1964. P. 236) находит эту атрибуцию вполне оправданной и рассматривает миланский портрет среди произведений мастера второй половины 1640-х. В книге Il Seicento lombardo 1973 (P 73. N 201) он датируется временем ок. 1640. Эта датировка предпочтительнее и для эрмитажного варианта. Флорентийский вариант включен в Cat. Uffizi 1979 (N P 1534) как работа ломбардской школы, ок. 1640–1650. Однако автор аннотации Марко Кьярини считает, что предложенная Роберто Лонги атрибуция миланского варианта — Франческо дель Каиро — подходит и для картины из галереи Уффици

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024