ЯКОПО КИМЕНТИ
Вознесение Марии.
Дерево, масло.
Размеры:306 - 195,5 см. На обороте надпись черной краской: JACOPO DI CHIMENTI DA EMPOLI DIPINSE QVESTA TAVOLA ANNO. 1618. DAPRILE. IN FIRENZE
Поступила до 1859. Ранее: церковь Сан Микеле Висдомини во Флоренции; собр. кавалера Ч. Пуччи; собр. графа П. С. Мордвинова в Петербурге (?). Находилась в Аничковом дворце, откуда в 1859 передана в Эрмитаж.
Инв. № ГЭ 2272
Св. Иоанн Богослов. Сказание об успении Святой Богородицы (IV в.); LA, CXVII, 1.
Согласно Бальдинуччи (1681–1728, ed. 1974–1975), Кименти выполнил картину «Вознесение Марии» для алтаря капеллы Дель Паладжо церкви Сан Микеле Висдомини во Флоренции. Впоследствии картина перешла в собр. кавалера Чербоне Пуччи. Позже следы ее теряются, до недавнего времени она считалась утраченной. Следует идентифицировать эрмитажную картину с названным алтарным образом. В Описи собр. графа П. С. Мордвинова в Петербурге, составленной его братом Н. С. Мордвиновым в 1786 (РГИА. Ф. 994. Оп. 2. Д. 1604), значится подобная картина (сообщено К. В. Малиновским). Вполне вероятно, что именно она поступила в Эрмитаж. Два подготовительных рисунка к композиции картины хранятся в Кабинете рисунков и гравюр (Галерея Уффици, Флоренция, инв. № 924F, 9400F). На одном из них есть надпись: «P. San Michele del Palagio», другой разделен на квадраты. Еще один рисунок, разграфленный, имеется в собр. Бик, Художественный музей Ринглинг (Сарасота).
ЯКОПО КИМЕНТИ ?
Трапеза в Эммаусе.
Холст, масло.
Размеры: 86 - 126 см.
Поступила в 1922 из Музея Академии художеств в Петрограде. Ранее: собр. князя А. А. Безбородко в Петербурге; с 1799 — собр. графов Кушелевых-Безбородко в Петербурге; с 1825 — собр. графа А. Г. Кушелева-Безбородко в Петербурге; с 1855 — собр. графа Н. А. Кушелева-Безбородко в Петербурге; с 1862 — Кушелевская галерея Академии художеств в Петербурге.
Инв. № ГЭ 4394
Лк 24: 13–35.
В собр. Кушелева-Безбородко (1851) картина считалась произведением школы Гверчино. В Эрмитаже ее признали работой Кименти Якопо да Эмполи (Кат. 1958, Кат. 1976). Эта атрибуция основана на некоторой близости в типажах, передаче тканей, инкарната с одноименным произведением Кименти в Окружном музее Лос-Анджелеса, с рисунками одноименной композиции в Галерее Уффици (Флоренция) и в Лувре (Париж). Авторство Кименти поддержал Кантелли (Саntelli 1983), однако в настоящий момент эта атрибуция вызывает сомнения.