НАРДО ди ЧОНЕ, последователь
Святой Иаков Старший.
Дерево, темпера.
Размеры:123,5 - 47,5 см., верх стрельчатый; створка полиптиха Вдоль правого края имеется приставка размером 88,5 - 4,5 см, закрашенная светлой краской. Утрачен ряд рельефных завершений над головой Иакова. Левый нижний угол сбит.
Происхождение: пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. А.-К. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.
Инв.№ГЭ273
Св. Иаков старший изображен с обычными атрибутами — посохом паломника и раковинами (символ пилигрима), украшающими книгу и кошель. Картину в основном связывали со сферой искусства Андреа Орканьи и Нардо ди Чионе. На выставке 1922 произведение экспонировалось как работа круга Орканьи. Лазарев (1928) счел автором эрмитажного фрагмента Никколó ди Томмазо, отметив, что он видит связь створки с искусством как Никколó ди Томмазо, так и Нардо ди Чионе. Позднее Лазарев (1959) еще раз назвал автором эрмитажного произведения Никколó ди Томмазо. Эта атрибуция нашла отражение в Кат. 1958 и 1976. Арслан (1930) считал, что картина обнаруживает большую близость с работами Андреа Орканьи. Самая убедительная аналогия была предложена для эрмитажной створки Оффнером (1960), указавшим на несомненную близость Св. Иакова к Христу на фрагменте фрески «Не прикасайся ко мне» в церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции, выполненной кем-то из последователей Нардо ди Чионе. Совпадают не только типы лиц, но и постановка фигур, расположение складок плаща, жест, которым зажат посох, левая нога с пальцами, виднеющимися из-под одежды. В каталог выставки 1989 и в Кат. 1994 створка была включена как работа последователя Нардо ди Чионе. С этой атрибуцией согласился М. Лаклотт (устно, 1995). Триппс (Firenze 2005) счел эрмитажную доску работой Нардо ди Чионе, предположив, что она входила в состав того комплекса, который был выполнен ок. 1360 и из которого происходит створка «Иоанн евангелист», хранящаяся в Музее Линденау в Альтенбурге.