Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 17.11.2019, 18:14
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная босхРегистрацияВход
Меню сайта

 

HIERONYMUS BOSCH (ок.1450-1516) ИЕРОНИМ БОСХ

 

Два поколения семьи Босх, возможно происходящей из Ахена, жили в Хертогенбосе; дед Босха Ян и отец Антон ван Акен были художниками. Известно,что в 1481 Босх сочетался браком с дочерью зажиточного горожанина Г.ван дер Мервема, однако у них не было детей. В 1486 он вступил в братство Богоматери, тем не менее принадлежность к этой религиозной группе не дает ответа на вопрос об источниках его художественного вдохновения. Редкие упоминания о его заказах (в 1488-1489 по заказу братства, Богоматери Босх исполнил створки резного алтаря, а в 1504 по заказу Филиппа Красивого - картину Страшный суд) не могут быть увязаны с его известными произведениями. Эволюция Босха была реконструирована Карлом де Тольнеем на основе анализа его произведений. Ранние работы художника (Распятый Христос, Брюссель, Кор. музей изящных искусств; два варианта Ессе Homo,Франкфурт, Штеделевский художественный институт, и Бостон, Музей изящных искусств) не отличаются оригинальностью, несмотря на изображения почти карикатурных персонажей. Картина Семь смертных грехов (Мадрид, Прадо) отражает менее распространенную тему, связанную с чисто народным юмором; каждый эпизод выполнен в манере жанровой сцены, в которой акцентируются не аксессуары, а человеческие отношения.То же настроение характерно и для композиции Пир в Кане(Роттердам,музей Бойманса-ван Бёнингена), более насыщенной аллегорическими элементами, и особенно в картинах Смерть скряги (Вашингтон, Нац. гал.) и Корабль дураков (Париж,Лувр). Последнее произведение является, пожалуй, первым примером темы, особенно близкой Босху и критикующей человеческое безрассудство и пренебрежение учением Христа. Это также самая ранняя из картин, исполненных в легкой манере (фигуры набросаны несколькими штрихами или сочными мазками). К этой группе работ можно отнести и четыре панно Рай и Ад (Венеция, Дворец дожей, упомянуты в 1521 в собрании кардинала Гримани), которые дают близкую мистике интерпретацию средневековых легенд; две картины на тему Всемирного потопа и Ада (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена), на оборотной стороне которых изображены четыре сцены, непонятные по содержанию;наконец, Несение креста (Вена, Музей истории искусств). К зрелому периоду творчества Босха относятся большие триптихи, высоко оцененные Филиппом II Испанским. Воз сена (Мадрид,Прадо) развивает тему человеческого безумия. Картины первородного греха и ада, написанные на створках, обрамляют таинственную сцену, интерпретация которой остается не уточненной в деталях. В композиции объединены реальные персонажи и воображаемые дьявольские создания, что станет характерной чертой произведений Босха. Чудовища написаны с неиссякаемым воображением и анатомическим правдоподобием. Картина Искушение св. Антония (Лиссабон, Нац. музей старинного искусства),поразившая воображение Флобера, -одно из самых знаменитых и загадочных произведений художника. Эпизоды Золотой легенды развиваются с фантастическим остроумием, и кажется, что каждая деталь содержит в себе тонкие аллегории, но основной темой остается борьба Добра и Зла. На оборотной стороне створок помещены сцены Взятие под стражу и Несение креста с изображением смерти Иуды (низвержение апостола, который ассоциируется со страданиями Спасителя ради человечества). Страшный суд (Вена, Собрание Академии изобразительных искусств) является вариацией Босха на традиционную тему. Шедевром мастера стал триптих Сад земных наслаждений (Мадрид, Прадо), который имеет самые разные толкования. На внешних створках изображен третий день Творения - как поэтическое видение, в котором внутри земного шара, выступающего из тьмы небытия, происходит разделение элементов. В открытом виде триптих включает в себя картины Рай и Ад, между которыми расположена композиция Сад земных наслаждений фантастический пейзаж, заполненный парами или группами обнаженных фигур, а также гигантскими растительными формами и необычными животными. Некоторые исследователи полагают, что Босх принадлежал к секте <адамитов>, существование которой в конце XV в.,однако,вызывает сомнения. Скорее всего, центральная часть триптиха посвящена соблазнам и вырождению человечества от обуявших его чувственных удовольствий и сладострастия. Гигантские фрукты - это сексуальные символы, напоминающее определение, которое дал этой картине Сигенца в 1576: Картина суетной славы со вкусом земляники или граната. Композиция Ад (Мюнхен,Старая пинакотека), по стилю близкая Саду земных наслаждений, возможно, является фрагментом Страшного суда, написанного Босхом по заказу Филиппа Красивого в 1504.Серия изображений святых примыкает к этой центральной группе. Картина Св. Иоанн на Патмо-се (Берлин-Далем, музей) замечательна своим пейзажем: переходы цветов, близкие примитивистам, тем не менее делят пейзаж на пространственные планы и отражают реалистическое видение художника. Эти же черты характерны и для картины Св. Иероним (Гент, музей). Два триптиха во Дворце дожей в Венеции (Алтарь отшельников и Триптих св. Юлии), к сожалению, плохо сохранились. К этой группе произведений можно отнести и такие работы, как Св. Христофор (Роттердам, музей Бойманса- ван Бёнингена), Иоанн Креститель в пустыне (Мадрид, музей Хосе Ласаро Гальдиано) и Св. Антоний (Мадрид, Прадо), пейзажные фоны которых изобилуют деревьями. В поздний период своего творчества Босх создал еще несколько шедевров - Несение креста (Гент, музей), составленный,словно мозаика, из уродливых лиц, которым противостоит лишь чистый и прекрасный лик Христа и св. Вероники; Поклонение волхвов (Мадрид,Прадо) и Св. Иоанн (Берлин Далем, музей), в пейзажах которых соседство божественного мира с миром фантастическим подчеркивает присутствие Зла, витающего над Спасителем. Блудный сын (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена) - возможно,самое высокое живописное завоевание Босха; здесь гармоничная поэзия коричневых и серых тонов оживлена бледно красными аккордами. Согласно недавней гипотезе, эта картины изображает классическую аллегорию -разносчика слухов (одного из детей Сатурна), то есть одно из четырех состояний человека, меланхолию. Произведения Босха сыграли важную роль в искусстве той эпохи как своей таинственностью, так и иконографическим богатством. Главное направление его творчества проистекает из нравственных тревог и позволяет поставить его в религиозный контекст того времени (доктрина ). Конечно, страсть Босха к изображению монстров, а иногда и сексуальную фантазию художника можно рассматривать с точки зрения психоанализа, но подобный <анализ>может быть произведен лишь после разграничения основных тем его картин. Работы Босха неоднократно копировались как при жизни мастера, так и в XVI в.

Работы художника

VIII(14)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz